03.11.2024

Мотофристайл (FMX) – одно из самых ярких направлений экстремальных видов спорта, начавшее набирать популярность в 90-х годах. В России же FMX появился благодаря стараниям Алексея Колесникова. Кроме того, он первый человек в нашей стране, который сделал бэкфлип (сальто назад) на мотоцикле. На этом Алексей не остановился и через много лет он повторил этот трюк, но уже пролетая над грузовиком команды «КАМАЗ-мастер», который, к слову, тоже находился в воздухе.

В преддверии фестиваля экстремальных видов спорта «Прорыв», который пройдёт 30 марта на ЦСКА Арене, мы поговорили с Алексеем о его работе, экстрим-сцене и первой поездке на мотоцикле.

Kolesa.ru: Начнём с основ, а именно с детства. Любили ли вы гонять на велосипеде или заниматься «бытовым экстримом»? Например, прыгать по гаражам, лазать по деревьям?

Алексей Колесников: Да! Я вырос в деревне, а после жил в различных микрорайонах, и везде я любил гонять на велосипеде. В целом, моё детство было довольно активным. Мы строили шалаши, лазали по деревьям и, естественно, занимались прочими мальчишескими вещами.

K.: Когда вы впервые сели на мотоцикл, то вам сразу далось поехать? Помните ли вы свои первые ощущения?

А.К.: Впервые я сел на мотоцикл в 10 лет – меня на него посадил отец. Самое забавное, что он даже не принадлежал ему – владельцем был сосед по гаражу. Это был «Минск» с двигателем на 125 куб. см. Я помню, как мне включили передачу, ведь я толком не доставал до педали, потом подтолкнули мотоцикл, и я поехал. Сначала было трудно освоиться, но после первого круга я сообразил, как переключать передачи, и дело пошло веселей. И, конечно же, моё первое падение случилось именно в этот раз. Я пытался проехать в проём между гаражами, но не вписался в поворот и рухнул. До сих пор не понимаю, как мне удалось поднять мотоцикл и поехать дальше. Видимо, это был адреналин. Но больше всего я тогда испугался, что повредил мотоцикл.

K.: Были ли у вас какие-то страхи во время обучения езде на мотоцикле?

А.К.: Как такового страха при обучении езде у меня не было. Я, скорей, испытывал сильное волнение. Впервые я столкнулся с этим, когда начал ездить на соревнования. У меня не было спортивного опыта, поэтому перед началом состязаний я чувствовал себя скованно.

Во второй раз я столкнулся с подобным ощущением, когда ездил на чемпионаты мира и прочие масштабные турниры. Тогда в голове были мысли, что простой парень из Коломны, который не может тренироваться 365 дней в году из-за сезонных условий, будет соревноваться с лучшими райдерами мира и представлять свою страну, нести её флаг. Выступать с таким психологическим давлением было непросто.

K.: Как вы приняли решение попробовать себя в FMX?

А.К.: В FMX я пришёл в 2004-2005 году из мотокросса, которым активно занимался в то время. Мне дико понравились большие прыжки и различные трюки! Я видел некоторые элементы на кассетах и дисках, а потом пробовал повторить в реальной жизни. На начальном этапе многие не воспринимали моё увлечение всерьёз, но в итоге FMX не просто затянул меня, но и окончательно вырвал из лап мотокросса. Теперь же это дело всей моей жизни.

K.: Когда вы решили, что FMX станет вашей основной работой? Долго ли вы думали об этом?

А.К.: Да, я долго думал об этом. В 2005-2006 году я активно занимался мотокроссом, FMX, а также работал на строительном рынке и подрабатывал в автосервисе. Я осознавал, что спорт требует сил, внимания и подготовки. Отдаваться этому делу частично нельзя: ничего хорошего при таком отношении не получится, а ещё это реально станет опасно для жизни. В итоге в то время и произошёл переломный момент, когда я чётко решил, что хочу заниматься только FMX и ничем больше. После принятого решения я бросил все свои силы на развитие именно этой стези.

K.: Как бы вы описали экстрим-сцену России? Есть ли потенциал для роста или всё уже на хорошем уровне?

А.К.: Мне кажется, что в любом виде и любому виду спорта есть куда расти. FMX не исключение. Я вижу много молодых инноваторов, которые используют свой потенциал, любовь к делу желание для продвижения различных направлений: скейтборд, сноуборд, ВМХ, FMX и т.д.

К сожалению, есть и обратная сторона медали, когда не у всех есть шанс проявить себя. Так случается, что паззл из таланта и возможностей не всегда складывается. Выход есть: надо развивать треки, школы, лагеря. Это поможет нам отбирать не одну-две потенциальные FMX-звезды из 100 ребят, а десятки талантов из 1000 человек. И уж поверьте, талантов у нас в стране очень много! И крупные фестивали, как, например, «Прорыв» или «День Московского спорта», являются доказательством того, что экстремальный спорт в России есть и он находится на достаточно серьезном уровне, а также занимает достойную позицию на мировой арене.

K.: Каким мотоциклам вы отдавали предпочтение в начале своей карьеры? Какую технику предпочитаете сейчас?

А.К.: Больше всего мне нравится техника японского и австрийского производства. Я начинал свою карьеру на Kawasaki, после которой пересел на Yamaha. Также у меня был период жизни, когда я ездил на Honda, но потом довольно длительное время использовал КТМ. Сейчас, под конец карьеры, я вернулся к корням и купил Kawasaki KX 450F. Я считаю, что на сегодняшний день этот мотоцикл больше всего подходит для FMX из-за своих малых габаритов.

K.: Привыкли ли вы к экстриму за всё это время? Или же адреналин выбрасывается так же, как и в первый раз?

А.К.: Когда ты сталкиваешься с экстримом на ежедневной основе, то ты привыкаешь к адреналину и учишься им управлять, однако страх и волнение есть всегда. Но на самом деле, самое страшное – это перестать бояться совсем, ведь именно тогда ты теряешь бдительность и не контролируешь уровень опасности, что непростительно для спортсменов. Надо всегда держать в голове, что скорость остается скоростью, высота остаётся высотой, а в FMX довольно много рисков. Сгладить негативные факторы помогает холодный разум, регулярные тренировки и серьезный подход к делу. Но страх, адреналин и волнение перед выступлением есть всегда, пусть даже и в меньших масштабах.

K.: Какой совет вы бы дали начинающим райдерам, которые захотят повторить ваш путь?

А.К.: У меня есть один совет, который я даю всем начинающим райдерам: верьте в себя и в свои силы, и тогда всё получится! Это не какие-то мотивационные сказки. Не думайте о том, получится у вас или нет – вы сами узнаете ответ на этот вопрос после того, как попробуете.

Надо помнить, что время – самое ценное, что у нас есть, поэтому если вы хотите чем-то заниматься, то надо брать и делать это. Лучше, как говорится, сделать и пожалеть. Учтите, что экстремальный спорт больше любит молодых, поэтому бесконечных шансов и возможностей здесь не будет. Поэтому если есть возможность, то надо стартовать уже сейчас.

Партнёрский материал