Неожиданную и приятную новость принёс петролхедам гендиректор Seat Уэйн Гриффитс: испанская марка, которой в этом году исполняется 75 лет, продолжит выпускать «углеводородные» машины так долго, как это будет возможно, а на «электричках» сосредоточится дочерний модно-молодёжный бренд Cupra.
Всего полтора года назад казалось, что Seat встретит 75-летие в полуживом состоянии, так как на тот момент концерн Volkswagen, которому принадлежит испанская марка, всерьёз рассматривал возможность перепрофилировать её на другой вид деятельности — например, на рынок так называемой новой мобильности (каршеринг, райдшеринг, подписки, такси, лизинг и т.п.), чтобы Seat не создавал внутреннюю конкуренцию марке Cupra, отколовшейся от Seat в 2018 году.
Начавшееся в 2023 году глобальное замедление спроса на электромобили поломало стратегию развития концерна Volkswagen и привело его к полноценному кризису, хотя есть у этого кризиса и другие, субъективные причины, связанные с плохим менеджментом. Рынок новой мобильности тоже оказался сильно переоценён, что хорошо видно по очень скромным успехам запущенного компанией Renault бренда Mobilize. В итоге Seat уцелел, хотя и несколько отстал в развитии из-за того, что руководство VW долго не могло решить, что с ним делать.
По словам гендиректора Seat Уэйна Гриффитса, которого цитирует Automotive News Europe, рынок электромобилей сейчас слаб, непосредственно Сеату заниматься им невыгодно, поэтому марка сосредоточится на моделях с ДВС (в том числе гибридных), как минимум, до 2030 года, а там дальше будет видно — возможно, в какой-то момент всё же придётся добавить в гамму «электрички», но делать это в ближайшие годы нет никакого смысла.
Вместе с тем бренд Cupra продолжит предлагать своим клиентам «электрички», но и они, судя по всему, ещё очень долго будут продаваться наравне с «углеводородными» моделями. Ранее в марте стало известно о том, что у марок Skoda и Cupra не будет клонов самого дешёвого электрического хэтчбека Volkswagen ID.1, который должен выйти на рынок в 2027 году.
На данный момент Seat, Cupra и Skoda являются наиболее здоровыми массовыми марками концерна Volkswagen, их продажи в прошлом году росли, о чём мы подробно рассказывали в отдельной заметке. Денежки, понятное дело, приносят главным образом модели с ДВС, цены на которые у Seat пока остаются довольно привлекательными. В ближайшие месяцы ожидается дебют обновлённых хэтчбека Ibiza и кроссовера Arona, а вот будущее модели Leon, справившей в прошлом году собственный четвертьвековой юбилей, пока не определено — ждём новых вводных от руководства Seat в свете изменившейся стратегии развития.
Ставка на модели с ДВС, однако, несёт для Seat известные риски в виде углеродного штрафа, который накладывает на автопроизводителей Евросоюз с его непоколебимой уверенностью во вредоносности CO2 для нашей планеты. В начале марта Еврокомиссия предложила ввести трёхлетнюю отсрочку для достижения целевых показателей по выбросам углекислого газа, установленных на 2025 год, в противном случае концерн Volkswagen вынужден был бы заплатить по итогам этого года порядка 1,5 млрд евро углеродного штрафа. Отсрочка не решает проблему, а просто откладывает её решение на более поздний срок, то есть на конец 2027 года — какие тогда будут приняты директивы, пока можно только гадать.
Марка Haval открыла прием предварительных заказов на паркетник Xiaolong Max второго поколения. Как и предшественник, новый кроссовер представлен только в виде подзаряжаемого гибрида с полным приводом. При этом «второй» SUV стал мощнее и дешевле.
Дизайн этого гибридного кроссовера Haval полностью раскрыли в феврале. Модель позиционируют в качестве Xiaolong Max второй генерации, хотя предшественник в строю лишь с 2023 года, и рестайлинга у него не было. Также любопытно то, что ранее производитель сертифицировал новинку сразу под несколькими названиями, включая Haval H7. Напомним, в России «семерка» стартовала всего несколько дней назад, и это совсем другой автомобиль. В общем, как мы видим, в Китае кроссовер все же сохранил название Haval Xiaolong Max. И теперь паркетник стал доступен к заказу на родине.
Внешность «второго» Xiaolong Max оформлена в модном среди китайских производителей стиле, который больше характерен для электрокаров. Главная особенность этого дизайна – гладкий «нос». Среди других фишек нового Haval Xiaolong Max – сделанные в виде единых плашек головная оптика и задние фонари (спереди и сзади еще имеются светящиеся «пунктиры», подсвечены и эмблемы марки), плюс «парящая» крыша.
Длина пятиместного паркетника равна 4780 мм, что на 22 мм больше, чем у предыдущего Макса. Колесную базу растянули на 10 мм до 2810 мм. Ширина и высота остались прежними – 1895 и 1725 мм соответственно. Для новинки предусмотрены 19-дюймовые колеса. Объем багажника почему-то меньше, чем у «первого» Xiaolong Max: 540 л против 551 л (с разложенным вторым рядом – 1366 и 1377 л соответственно).
Haval Xiaolong Max нового поколения
В салоне нового кроссовера два отдельных экрана: приборный – диагональю 12,3 дюйма, планшет мультимедиа – на 14,6 дюйма. У предшественника три дисплея, которые визуально объединены (каждый диагональю 12,3 дюйма). Для интерьера свежего Haval Xiaolong Max можно выбрать светло-бежевую, черную или рыжую отделку. В списке оборудования еще заявлены проекционный дисплей, подогрев, вентиляция и массажер сидений, панорамная крыша, автопарковщик (включая функцию дистанционной парковки – с помощью смартфона) и продвинутый автопилот Coffee Pilot Plus (включает несколько датчиков и радаров, адаптивный «круиз» и прочее).
Как и раньше, Haval Xiaolong Max представляет собой полноприводный подзаряжаемый гибрид, при этом фирменная система Hi4 относится уже к следующему поколению. В состав силовой установки входят бензиновый атмосферник 1.5 (116 л.с.) и два электромотора. Совокупная отдача – 324 л.с. и 595 Нм против 279 л.с. и 585 Нм у прежней модели. Сообщается, что первую «сотню» новый кроссовер способен набрать за 6 секунд.
Haval Xiaolong Max нового поколения
Свежий гибрид предложен в пяти исполнениях с двумя вариантами батареи. Три версии имеют аккумулятор емкостью 18,74 кВт*ч, только на электротяге они проедут 110 км по китайскому циклу CLTC. Предтоповый и самый дорогой кроссоверы укомплектованы батареей емкостью 27,54 кВт*ч, их дальнобойность – 165 км. Старому Haval Xiaolong Max положен аккумулятор на 19,27 кВт*ч, запас хода в электрическом режиме – 105 км.
Haval Xiaolong Max нового поколения
Цены пока предварительные: от 138 800 до 176 800 юаней, что эквивалентно примерно 1,6 млн – 2,05 млн рублей по текущему курсу. Предшественник еще в строю, и он дороже – от 159 800 до 179 800 юаней (1,85 млн – 2,08 млн рублей). «Живые» продажи нового Haval Xiaolong Max стартуют чуть позже, цены реальные вполне могут оказаться даже ниже объявленных сегодня.
Между тем еще в конце 2023 года Xiaolong Max первого поколения засветился в презентации российского подразделения Haval, причем для нас была заявлена чисто бензиновая версия. В РФ модель планировали продавать под названием Haval F8. Ожидалось, что на рынок паркетник выйдет в 2024-м, но этого так и не произошло. Остались ли в силе планы марки – информации пока нет.
Операционная прибыль итальянской марки, входящей в состав концерна Volkswagen, за 2024 финансовый год выросла на 15,5% до 835 млн евро.
Итальянский бренд уже второй год подряд объявляет о рекорде: по итогам 2023-го дилеры Lamborghini по всему миру впервые продали свыше 10 тыс. автомобилей. Теперь, по итогам 2024 года, производитель сумел не только снова пересечь эту планку, но и превысить результат 2023-го. Так, глобальные продажи по итогам прошлого года составили 10 687 автомобилей, что на 5,7% больше, чем годом ранее.
Ещё один рекорд был поставлен именно по итогам 2024 финансового года: впервые в своей истории итальянский автопроизводитель зафиксировал объём выручки свыше трёх миллиардов евро – показатель составил 3,09 млрд евро, что на 16,2% больше по сравнению с результатом 2023-го. Выросла и операционная прибыль – 835 млн евро, что соответствует приросту на 15,5% по сравнению с 2023 годом.
На фото: Lamborghini Revuelto
Бестселлером по итогам прошлого года остался кроссовер Lamborghini Urus, разошедшийся тиражом 5662 экземпляра, на втором месте расположился уходящий суперкар Huracan (3609 единиц), далее следует новая двухдверка Revuelto (1406 машин), кроме того, дилеры продали 10 экземпляров снятого с производства несколько лет назад Aventador.
В дальнейшем линейка итальянского люксового бренда пополнится за счёт нового суперкара Lamborghini Temerario, который пришёл на смену Huracan. Новинка была представлена в августе 2024-го в рамках автомобильной недели в Монтерее (США, штат Калифорния). Эта двухдверка оснащается установкой HPEV (High Performance Electrified Vehicle), максимальная совокупная отдача которой равна 920 л.с. Первую «сотню» этот спорткар набирает за 2,7 секунды, а его максимальная скорость равна 343 км/ч.
Как Kolesa.ru сообщал ранее, в основе этой системы находится новый бензиновый двигатель V8 (заводской индекс – L411), его рабочий объём составляет 3995,2 см3. Он объединён с компактным электромотором, а в пару ему предлагается восьмиступенчатая автоматическая коробка передач типа DCT (с двумя сцеплениями), которая передаёт всю мощность от ДВС на задние колёса. При этом передние колёса вращают два индивидуальных электромотора. Полный привод возможен только в гибридном режиме. Ещё в состав системы входит батарея ёмкостью 3,8 кВт*ч, расположенная в центральном тоннеле.
На фото: Lamborghini Temerario Alleggerita
В дальнейшем линейку марки должна пополнить и полностью «зелёная» новинка, которая будет создана по мотивам концепта Lamborghini Lanzador (у серийной модели будет это же название). Как стало известно недавно, товарный вариант «электрички» будет готов к 2030-му.
Кстати, на прошлой неделе стали известны первые данные о силовой установке Lanzador. Ожидается, что совокупная максимальная отдача системы может составить до 2000 л.с. Информации о количестве электромоторов, а также о крутящем моменте пока нет. Кроме того, по предварительным данным, будущая новинка Lamborghini будет использовать 980-вольтовую архитектуру.
Стали известны дата и место публичной презентации первой серийной модели отдельной марки AUDI, созданной совместно с концерном SAIC специально для Китая. Предполагается, что в плане дизайна товарный автомобиль не будет сильно отличаться от своего предвестника.
В ноябре прошлого года компания Audi объявила о создании нового электромобильного бренда для китайского рынка. Марку назвали… AUDI. Да, именно так, заглавными буквами – эта надпись и является эмблемой. И это отдельный бренд, а не серия или линейка моделей Audi с четырьмя кольцами. Марка была создана совместно с давним партнером концерна Volkswagen – фирмой SAIC. Как тогда сообщалось, немцы будут отвечать за общую разработку и инжиниринг, а китайцы предложат «инновации, устоявшуюся технологическую экосистему и глубокое понимание потребностей местного рынка». Осенью же продемонстрировали предвестника первой модели – концептуальный электрический универсал AUDI E (он же на заглавном фото). А теперь раскрыта дата премьеры серийного воплощения того шоу-кара.
Так, в рамках прошедшей недавно конференции, посвященной финансовой деятельности компании Audi по итогам 2024-го и планам на 2025 год, было объявлено о том, что товарный электрокар AUDI дебютирует нынешней весной. Китайские профильные медиа, в свою очередь, добавляют, что публичная премьера серийной версии AUDI E состоится на Шанхайском автосалоне, который откроется уже 25 апреля. При этом не исключено, что первый показ пройдет даже чуть раньше – на отдельном мероприятии.
Ни тизеров, ни тем более полноценных фирменных изображений конвейерной пятидверки пока нет. Между тем замаскированные тестовые образцы уже попадались шпионам. Судя по всему, товарный электрокар в целом сохранит дизайн концепта AUDI E. Фишки прототипа – узкие фары, диодные рамки спереди и сзади, камеры вместо традиционных зеркал и безрамочные двери с выдвижными ручками. В салоне было установлено табло практически на всю ширину передней панели, по бокам которого расположили дополнительные дисплеи – на них выводится картинка с наружных зеркал.
Концепт AUDI E
Известно, что в основу модели бренда AUDI ляжет платформа с 800-вольтовой архитектурой. Габариты прошлогоднего концепта: 4870/1990/1460 мм. Колесная база – те же 2950 мм, что и у паркетника IM LS6. Напомним, ранее сообщалось, о том, что именно модели IM Motors (ее контрольный пакет акций принадлежит SAIC) могут стать ближайшими родственниками новых «электричек» AUDI для Китая.
Для прототипа AUDI E также были заявлены пневмоподвеска, двухмоторный полный привод (суммарная отдача – 775 л.с. и 800 Нм) и батарея емкостью 100 кВт*ч. Сохранил ли эту начинку серийный первенец марки AUDI – узнаем через месяц.
Американская компания Karma Automotive корректирует стратегию развития в связи с глобальным замедлением спроса на электромобили: ближайшие новинки будут не электрическими, а plug-in гибридными, одной из них будет купе Amaris.
На одиннадцатом году жизни Karma всё ещё находится в поиске собственного пути, стать сколь-нибудь заметном игроком на рынке роскошных автомобилей у неё пока не получилось — в год она, по данным американских СМИ, производит в лучшем случае пару сотен машин, сама компания статистику продаж не раскрывает, равно как и финансовых показателей своей деятельности.
Karma Revero
Напомним, что Karma Automotive — это бывшая компания Fisker Automotive датского дизайнера и предпринимателя Хенрика Фискера: в 2014 году после банкротства она была куплена китайским производителем комплектующих Wanxiang и продолжила выпуск разработанного Фискером plug-in гибридного седана Fisker Karma, переименовав его в Karma Revero. Мелкосерийное производство Karma Revero ведётся с 2016 года, с тех пор модель пережила несколько обновлений, сейчас Revero якобы находится в третьем поколении, хотя никаких принципиальных изменений ни в дизайне, ни в технике не произошло. Хенрик Фискер между тем за прошедшие годы успел основать вторую компанию имени себя, но она тоже, к его большому сожалению, обанкротилась, причём её активы и разработки, в отличие от первой компании, оказались никому не нужны.
Планы Karma много раз менялись из-за чехарды в руководстве и появления новых рыночных трендов. С 2023 года Кармой руководит Маркес Маккаммон, прежде работавший в Chrysler, Saleen и Aptera, он считает, что Karma должна стать «воплощением американского успеха» и производить от 3000 до 5000 эксклюзивных спортивных машин в год.
При Маккаммоне компания начала формировать новый модельный ряд, грядущие новинки нацелены на конкуренцию с Aston Martin и McLaren. В ноябре 2023 года было анонсировано флагманское электрокупе Karma Kaveya, оно должно было стать серийным в этом году, но не станет — в процессе разработки запуск был перенесён на 2026 год, а в опубликованном вчера пресс-релизе сообщается, что Kaveya появится только в 2027 году.
Весной прошлого года Karma анонсировала седан Gyesera — это, по сути, электроверсия модели Revero с обновлённым кузовом. В продажу седан Gyesera пока не поступил, в свежем пресс-релизе сказано, что он ожидается в четвёртом квартале этого года, причём не с электрической, а с plug-in гибридной силовой установкой типа EREV (Extended-Range Electric Vehicle), то есть, по сути, с такой же, как у Revero. Получается, что Karma Gyesera — это просто ещё одна вариация модели Revero. После начала продаж Gyesera модель Revero, наконец, уйдёт в историю. Отказ от электрической Gyesera компания объясняет изменением рыночных тенденций.
Во втором квартале этого года Karma обещает начать продажи седана Invictus — это тоже разновидность модели Revero, но наиболее дорогая, с углепластиковым оперением кузова, доработанной подвеской и улучшенной отделкой салона.
На четвёртый квартал 2026 года намечен старт производства и продаж анонсированного вчера купе Amaris. Вы будете смеяться, но это тоже производная от модели Revero, только с двухдверным кузовом, а платформа, по сути, прежняя. Купе Amaris обещана модернизированная силовая установка типа EREV, в которой ДВС механически не связан с задними ведущими колёсами (их вращают электромоторы), работает в режиме генератора и заряжает тяговую батарею. Сейчас Karma использует в роли ДВС 1,5-литровую бензиновую «турботройку» BMW, а у купе Amaris будет некий 4-цилиндровый турбомотор (скорее всего, тоже от BMW). До 60 миль/ч (96,56 км/ч) Amaris сможет разогнаться за 3,5 с, максимальная скорость — 265 км/ч. Прочие характеристики и цена пока не раскрыты.
Салон Karma Amaris тоже пока не рассекречен, так что любуемся дизайном экстерьера, в котором всё ещё чувствуется рука Хенрика Фискера, но немало и оригинальных элементов, привнесённых нынешним шеф-дизайнером Karma Мишель Кристенсен (раньше она работала в компании Honda): это, например, косые пороги с интегрированными в них выхлопными патрубками и дивные 22-дюймовые колёса Constellation (переводится на русский как «созвездие»).
В 2028 году модельный ряд Ivara должен пополнить анонсированный в прошлом году электрический кроссовер Ivara, существующий пока исключительно в виде рендеров и без какого-либо технического описания. Полагаем, что до 2028 года планы Karma Automotive ещё не раз поменяются.
В прошедшую субботу, 15 марта, прошло мероприятие для ключевых клиентов брендов Omoda и Jaecoo. Вечер был посвящен теме любви к брендам и автомобилям. Еще одной важной частью программы стал закрытый показ будущего флагмана марки Omoda – Omoda C7.
Гости мероприятия имели возможность лично познакомиться с новым Omoda C7, оценить его дизайн и интерьер, открыть для себя флагман модельного ряда Jaecoo – Jaecoo J8, поучаствовать в создании арт-объекта, научиться китайской каллиграфии и выиграть памятные призы.
В рамках вечера Omoda и Jaecoo также был анонсирован скорый запуск расширенной реферальной программы для ключевых клиентов брендов. Программа будет запущена 21 марта 2025 года. Чтобы стать участником, необходимо быть ключевым клиентом Omoda и Jaecoo – то есть настоящим поклонником брендов, который помогает в их развитии и активно участвует в их жизни, предлагает идеи для сотрудничества, делится своим опытом владения и поездок на автомобилях бренда в социальных сетях.
Открыл событие директор брендов Omoda и Jaecoo в России Владимир Стоякин. Он выразил благодарность всем присутствующим за участие в жизни брендов, подчеркнул особенную стилистику вечера и вручил награды самым инициативным клиентам.
По итогам 2024 года были награждены 5 ключевых клиентов за самое активное взаимодействие с брендами Omoda и Jaecoo. Для всех участников сообществ Omoda и Jaecoo была запущена прямая трансляция в официальных соцсетях с возможностью задать вопросы экспертам O&J в прямом эфире.
В рамках акции ВТБ Лизинг снижает до 5% минимально возможные авансы для клиентов с положительной платёжной дисциплиной, а также по лизинговым сделкам на технику из собственного стока.
С авансом от 5% юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям доступны новый и подержанный автотранспорт. Нужные легковые и грузовые машины, лёгкий коммерческий транспорт и спецтехнику можно найти в стоке ВТБ Лизинг с помощью Автомаркета компании. На витрине представлены новые авто популярных марок, а также транспортные средства с пробегом, которые уже прошли необходимую юридическую проверку и полностью готовы к работе. В Автомаркете собрана техника в наличии в разных регионах России, что позволяет выдавать её оперативно по всей стране.
Если нужного автомобиля не найдётся в стоке ВТБ Лизинг, клиент может воспользоваться другими предложениями компании и её партнёров. Менеджеры помогут подобрать интересующее транспортное средство и оптимальные параметры финансирования, расскажут о возможных скидках и доступности сниженных авансов для конкретного предложения с учётом платёжной дисциплины клиента.
Вместе с минимальным первым взносом клиенты получают все преимущества сделок с ВТБ Лизинг: финансирование на индивидуальных условиях, оптимальные ежемесячные платежи и срок лизинга, возможность рассчитать график оплат в соответствии с сезонностью бизнеса, государственные программы субсидированного лизинга и налоговые льготы. Компании, работающие на общей системе налогообложения, могут оптимизировать налогооблагаемую базу и вернуть в свой бюджет до 45% от суммы договора лизинга.
Оставить заявку на консультацию о сниженных авансах и расчёт нового договора лизинга можно на сайте www.vtb-leasing.ru или по телефону единого контактного центра ВТБ Лизинг: 8 800 551 19 18.
Лёгкий щелчок – и маленький штуцер отваливается от верхнего бачка радиатора. Обидно и грустно, потому что покупать новый радиатор из-за отломившегося кусочка пластика никому не хочется. Может, есть способ обойтись малой кровью? Клеем, изолентой, герметиком или чем-то ещё, что помогает всё починить быстро и за три копейки? Такой способ действительно существует, причём не в единственном варианте.
О чём речь?
Сначала надо разобраться, о каком штуцере идёт речь. К любому радиатору системы охлаждения всегда подключены два шланга: сверху – подводящий и снизу – отводящий. По ним между двигателем и радиатором циркулирует охлаждающая жидкость. Если один из этих шлангов отвалится от радиатора, ничего не поделаешь – придётся менять весь радиатор. Правда, в жизни такого не бывает, и намного раньше сам радиатор сгнивает или повреждается и начинает протекать. Но на многих автомобилях к радиатору подходит ещё один тоненький шланг – пароотводящий. Вот как раз он подключен к пластиковому штуцеру радиатора, который очень легко отламывается. Особенно часто это случается на машинах в серьёзном возрасте и с существенным пробегом. Пластик радиатора с годами становится хрупким, и иногда достаточно одного неаккуратного движения, чтобы этот штуцер сломался. Он может отломиться даже от вибрации мотора или на еле заметной кочке. Само собой, покупать из-за такой мелочи новый радиатор не хочется. Что делать?
Ещё походит!
Во-первых, не надо сразу начинать паниковать: до дома или гаража можно доехать и с обломанным штуцером. Но для этого придётся принять некоторые меры: как минимум – заглушить пароотводящий шланг и дыру в радиаторе на месте обломанного штуцера. Для этого сгодятся любые подходящие по диаметру болты или саморезы, которые нужно будет вкрутить в шланг и в дыру в радиаторе соответственно. На шланге желательно для пущей надёжности обжать болт хомутом.
А теперь вспомним, для чего вообще нужен пароотводящий шланг. Удивительно, но для отвода пара, который образуется в расширительном бачке. И вот как раз его вместе с избытком антифриза, который появляется при расширении в результате сильного нагрева, этот шланг отправляет обратно в радиатор. Если просто так заглушить отвод, радиатор, может, и выдержит давление, а вот с расширительным бачком можно будет попрощаться. А если слишком сильно нагреть мотор, то могут лопнуть и патрубки, и сам радиатор. Поэтому, если на улице жарко, а ехать надо далеко, желательно предпринять ещё одну меру безопасности: выключить кондиционер и включить печку, чтобы хотя бы как-то снизить температуру охлаждающей жидкости. В крайнем случае можно ещё и застопорить выпускной клапан крышки расширительного бачка в открытом положении. Антифриз при этом из-за недостаточного давления в системе всё же может закипеть, после чего придётся останавливаться, ждать, пока он остынет, и доливать его в случае существенного снижения уровня, но так хотя бы не полопаются патрубки системы охлаждения, расширительный бачок и радиатор.
Само собой, ехать придётся осторожно, поглядывая на стрелку указателя температуры (если, конечно, она есть), но потихоньку до места ремонта добраться всё-таки можно. А потом, когда антифриз остынет, можно попробовать отремонтировать штуцер.
Немного сантехники и кусок проволоки
Пытаться приклеить старый штуцер так же безнадёжно, как раскопать в Египте пирамиду, вытащить из неё мумию, обмазать её бальзамом «Звёздочка» и сказать ей: «Встань и иди». То есть, бесполезно, поэтому выход один: делать новый штуцер и ставить его на место обломанного.
Есть один старый способ такого ремонта. Заключается он в том, что из старой камеры вырезается кусок с вентилем, хитрым способом просовывается внутрь радиатора так, чтобы этот вентиль вышел снаружи на месте штуцера. На него накручивают гайку, притягивая таким образом резину к радиатору. Всё, остаётся надеть пароотводящую трубку и радоваться успеху. А насколько долго будет длиться эта радость, никто не знает. Кто-то ездит с этой системой несколько лет, кто-то вынужден потом всё переделывать или менять радиатор. Как временная мера такой метод имеет право на жизнь, но рассчитывать на его надёжность не приходится.
Второй способ тоже очень прост, но чуть более надежен. Суть его заключается в установке нового латунного штуцера, который можно купить в магазине сантехники или газового оборудования. Штуцер нужно вкрутить в дыру на месте сломанного родного. И так как вкручивать новый металлический штуцер придётся в пластмассу, необходимости предварительно нарезать резьбу нет. Правда, есть тонкость: лучше использовать деталь с конусной резьбой, которую будет проще вкрутить в пластик и которая потом будет лучше держаться в радиаторе. Мазать что-то клеем или герметиком смысла нет: из-за разного коэффициента теплового расширения эти составы не помогут, и штуцер в любом случае будет держаться только за счёт резьбы, которую сам себе нарежет в пластике радиатора.
Третий способ самый сложный, но надёжнее двух предыдущих. Суть его заключается в том, чтобы установить новый штуцер изнутри радиатора. В этом случае у него с одной стороны должна быть площадка, которая упрётся в стенку радиатора. Кто-то заказывает подобное изделие у знакомого токаря, кто-то покупает подходящий сантехнический фитинг в виде прямого сгона, наворачивает с одной стороны на фиксатор резьбы гайку, ставит резиновую прокладку вместо шайбы и использует эту гайку как упор. Суть понятна: вставить такой сгон изнутри радиатора, зафиксировать его гайкой снаружи и получить таким образом новый штуцер, по надёжности ничем не уступающий сломанному. На практике есть две сложности, которые придётся решить. Первая – как просунуть в радиатор сантехнический сгон или выточенный штуцер, не уронить его внутрь и вдобавок ещё и вытащить его нужным концом через дыру в радиаторе? Для того, чтобы просунуть сгон в радиатор, можно снять подводящий патрубок системы охлаждения, который обычно находится наверху, рядом со сломанным штуцером, и имеет приличный диаметр. А дальше на помощь приходит обычная алюминиевая или медная проволока, которую надо протащить через отверстие от снятого подводящего патрубка и вынуть через дырку от сломанного штуцера. Повозиться с этим, наверное, придётся, но провернуть эту операцию вполне реально. Если всё получилось, то после этого на проволоку надо надеть сгон (штуцер) и использовать её как направляющую. Риск уронить эту деталь в радиатор сводится к нулю, а подвести её по проволоке нужной стороной к дырке не так уж и трудно.
Вторая сложность – это форма внутренней стенки радиатора, к которой нужно притянуть устанавливаемый штуцер. Там вполне может проходить невидимое снаружи ребро жёсткости, и в таком случае прижать штуцер достаточно плотно не получится. Придётся опытным путём подтачивать гайку, которая используется как упор, и добиваться плотного её прилегания к стенке радиатора. На это, конечно, требуется время, но иначе не получится добиться необходимой системе охлаждения герметичности.
Способ кажется трудоёмким, но на самом деле это неплохой компромиссный вариант: снимать радиатор не требуется, а результат получается вполне приличным. Он подойдёт владельцам тех машин, на которые радиатор найти сложно или можно, но за несуразные деньги. В других случаях его лучше всё-таки заменить, особенно если штуцер сломался в силу возраста. Как бы надёжно ни получилось поставить новый штуцер, такой радиатор с высокой долей вероятности уже заканчивает свою жизнь, и скоро всё равно придётся покупать новый. Увы, вечного ничего не существует.
На что ещё нужно обратить внимание при установке нового штуцера? Во-первых, на нём должны быть насечки или резьба с той стороны, на которую потом надевается пароотводящий шланг. Если их нет, шланг придётся слишком сильно затягивать хомутом (с гладкой металлической трубки он легко слетает), а это ему пользы не приносит. Хотя бы какие-то риски или насечки напильником сделать надо.
Во-вторых, перед установкой штуцера что первым способом, что вторым потребуется рассверлить дырку, оставшуюся от обломка. Сверлить пластик – одно удовольствие, но нельзя забывать про кучу пластиковой стружки, которая может попасть внутрь радиатора. Этого допускать нельзя, поэтому сверлить придётся очень медленно и аккуратно, а ещё лучше делать это со включенным пылесосом, который будет сразу засасывать весь мусор. Если допустить попадание пластиковых отходов в радиатор, можно не только повредить помпу или термостат, но и забить ими каналы охлаждающей жидкости в блоке цилиндров.
В-третьих, иногда одним из описанных выше способов пытаются отремонтировать радиатор печки, от которого отломился штуцер. Этот радиатор обычно медный или алюминиевый, поэтому теоретически штуцер можно припаять. На практике хватает этого обычно ненадолго, и радиатор печки в любом случае придётся менять.
Ну и последнее: после выполненного собственными золотыми руками ремонта нужно убедиться, что соединение получилось герметичным. Для этого нужно запустить двигатель и прогреть его до срабатывания вентилятора охлаждения. Не течёт – хорошо, но потом надо будет проверить соединение повторно на холодном моторе: антифриз имеет обыкновение вытекать именно из остывшей, а не горячей системы. Если всё в порядке, можно какое-то время ездить смело. Но с мыслью о том, что новый радиатор по возможности лучше всё-таки купить.
Прощальную версию модели решено было выпустить лимитированным тиражом в 300 экземпляров, которые предназначены для Японии и Европы.
Марка Toyota дала старт производству Supra ещё в 1978 году, а в 2002-м модель покинула конвейер. Спустя годы японский производитель решил возродить спорткар: дебют пятого поколения купе состоялся в начале 2019 года в Детройте. Актуальная версия получила внутризаводской индекс A90 и сейчас её подготовили к отставке. О том, что разработчики подготовили прощальную версию, Kolesa.ru сообщал в конце осени 2024 года. Теперь стала известна её цена.
Toyota решила выпустить GR Supra A90 Final Edition лимитированным тиражом, который насчитывает всего 300 экземпляров. Они предназначены только для рынков Японии и Европы. Теперь на немецком официальном сайте бренда появилась нескромная стоимость прощальной версии – 142 800 евро (эквивалентно примерно 13,2 млн рублей по текущему курсу). Стоит отметить, что дешевле обойдётся покупка BMW M4 Competition xDrive (108 200 евро в Германии), а также, к примеру, Porsche 911 Carrera T (141 700 евро на домашнем рынке).
«Обычное» купе ощутимо дешевле. Так, цена стартовой версии Toyota GR Supra Dynamic на немецком рынке составляет 63 250 евро (около 5,83 млн рублей), за средний вариант Legend здесь просят не менее 73 250 евро (около 6,75 млн рублей), а топовое исполнение Legend Lightweight Evo стоит не менее 78 950 евро (около 7,28 млн рублей).
Напомним, нынешняя Toyota GR Supra – это ближайший родственник BMW Z4 (cерии G29), производство обеих моделей налажено на заводе Magna Steyr, расположенном в австрийском Граце. От «донора» японская двухдверка получила шасси и бензиновые двигатели B48 и B58, которые были перенастроены специалистами подразделения Toyota Gazoo Racing.
Как Kolesa.ru сообщал ранее, версия A90 Final Edition оснащается модернизированным 3,0-литровым двигателем B58: был установлен новый впускной коллектор с пониженным сопротивлением, в системе выпуска появились новые катализаторы с пониженным сопротивлением и титановые глушители Akrapovic. Помимо этого, в систему охлаждения был добавлен ещё один радиатор, программа управления переписали, а в картер добавили перегородку, которая уменьшает отток масла при сильных боковых перегрузках.
В результате максимальную мощность этого двигателя удалось повысить до 435 л.с., а крутящий момент – до 570 Нм («стандартные» показатели у европейской версии – 340 л.с. и 500 Нм). Форсированный мотор Toyota GR Supra A90 Final Edition работает в паре только с шестиступенчатой механической коробкой передач. Привод – исключительно задний, максимальная скорость этого купе равна 270 км/ч.
Ещё прощальная версия получила изменённую тормозную систему, перфорированные передние тормозные диски Brembo диаметром 395 мм, подвеску с регулируемыми амортизационными стойками KW и более жёсткими стабилизаторами поперечной устойчивости. Модель снабдили коваными колёсными дисками, которые обуты в шины Michelin Pilot Super Sport Cup 2 (265/35 ZR 19 спереди и 285/30 ZR 20 сзади). Для такой Toyota GR Supra предусмотрели элементы из углепластика, антикрыло на корме, кресла-ковши Recaro Podium CF в салоне.
По слухам, Toyota GR Supra нового поколения может получить гибридную установку вместо техники от BMW, официальных подробностей о «начинке» будущей новинки пока нет.
Компания Mitsubishi усовершенствовала свою недорогую безрозеточную гибридную силовую установку и представила её сегодня в Таиланде на компактном кроссовере Xforce HEV, впоследствии такая же силовая установка может появиться на других моделях Mitsubishi.
Компактный переднеприводный кроссовер Mitsubishi Xforce (габаритная длина — 4390 мм, колёсная база — 2650 мм) дебютировал в 2023 году, японская компания разработала его для развивающихся рынков (Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Африка, Ближний Восток), бензиновая версия выпускается в Индонезии, а гибридный Xforce HEV будет производиться в Таиланде, заказы на него здесь уже принимаются.
Гибридная силовая установка, дебютировавшая на Xforce HEV, пока не удостоилась собственного названия, но, по сути, она является дальнейшим развитием системы e:Motion, известной тайским клиентам Mitsubishi по гибридному компактвэну Expander HEV. Гибридный Xforce, как и чисто бензиновый, бывает только переднеприводным, передняя подвеска у него — типа McPherson, задняя — полузависимая с поперечной торсионной балкой. Висящая под брюхом тяговая литий-ионная батарея, ёмкость которой не разглашается, уменьшила дорожный просвет с 222 до 183 мм. Штатная размерность шин — 225/50 R 18.
Силовая установка Xforce HEV состоит из 1,6-литрового 4-цилиндрового бензинового «атмосферника» с заводским индексом 4A92 (107 л.с., 132 Нм), электромотора (116 л.с., 255 Нм) и двухступенчатого редуктора (у e:Motion — одноступенчатый). Система может работать как в последовательном, так и в параллельном режиме: трогается кроссовер на электротяге, затем по команде электроники в работу вступает ДВС и работает в тандеме с электромотором, а на высоких скоростях дополнительное сцепление отключает электромотор от колёс, чтобы снизить расход топлива. При торможении и движении накатом электромотор мгновенно включается в работу в режиме рекуперации и запасает вырабатываемую электроэнергию в батарее. Всего для системы предусмотрены семь режимов работы: нормальный (включён по умолчанию), приоритет зарядке батареи, приоритет езде на электротяге, асфальт, гравий, грязь и дождь. Динамические характеристики, к сожалению, не раскрыты.
Снаружи гибридный Xforce ничем, кроме виднеющийся снизу батареи, не отличается от чисто бензинового. В салоне тоже, в сущности, всё по-прежнему, но перемещающийся по пазу селектор АКП заменён на более компактный нефиксируемый, а приборный экран (8 дюймов) и мультимедийный (12,3 дюйма) обзавелись специфической для гибрида графикой.
В Таиланде Mitsubishi Xforce HEV стоит от 899 000 бат (2,3 млн рублей в переводе по текущему курсу), базовая комплектация Ignite довольно богатая, в неё входят двухзонный климат-контроль, камера заднего вида, полный набор систем пассивной и активной безопасности, в том числе адаптивный круиз-контроль. Кроссовер в топовой комплектации Ultimate X за 1 089 000 бат (2,8 млн рублей) щеголяет более дорогой отделкой, аудиосистемой Yamaha, полочной с беспроводной зарядкой для смартфона, электроприводом багажной двери и другими удобствами.