31.07.2025

Люк в машине – это та опция, о которой наверняка мечтает огромное количество автолюбителей. Однако, получив это достижение цивилизации и вдоволь с ним наигравшись, многие про него благополучно забывают. Забывая также, что и при нерегулярном использовании люки тоже могут ломаться и протекать. А еще их надо периодически обслуживать. Сегодня расскажем, как решать основные проблемы с люком и что делать для того, чтобы они появлялись как можно реже.

Барские замашки

История автомобильных люков – это во многом история пафоса и хвастовства. Их прямыми предшественниками, по большому счету, были роскошные кузова типа Coupé de Ville, в которых пассажирский салон от непогоды закрывала надежная крыша, а водитель располагался в открытом отсеке. Неудобства подобной конфигурации – прежде всего для водителей – стали понятны очень быстро, но прошло какое-то время, прежде прежде чем процессы демократизации, равенства и братства дошли до мирового автопрома. В конечном итоге крыша стала цельная по всему кузову, но стремление к общности с природой в дороге не пропало. Вот тогда-то и появился компромисс в виде люка.   

Считается, что основу для производства автомобильных люков заложил предприниматель Ноэль Моббс. Он превратил свой бизнес по производству кузовов в компанию Pytchley, специализирующуюся на изготовлении раздвижных крыш. Механизм Pytchley был запатентован и впервые публично продемонстрирован в 1925 году. Так что можно сказать, что в этом году автомобильные люки празднуют вековой юбилей. 

Austin Light Twelve-Six Harley ‘1932–1935. Фото: autowp.ru

За сто лет эволюции система раздвижной крыши прошла путь от устройства, которое Pytchley устанавливала самостоятельно, до опции, которую производители предлагают в качестве стандартного элемента кузова. 

Два родственных типчика

Существует несколько классификаций современных автомобильных люков, но в целом их можно разделить на два основных типа. Первый – это люк панорамной крыши. Сегодня он получает все большее распространение ввиду растущей популярности панорамных крыш. Представляет собой сдвижную секцию этой крыши площадью, как правило, не более 40% от общего остекления. Может сдвигаться назад как полностью, так и частично или приподниматься вверх задней кромкой. Управление всегда автоматизировано. 

Фото: Андрей Судьбин

Второй тип – встроенный люк. Классический в понимании большинства автомобилистов, встраиваемый в крышу автомобиля штатно или в результате тюнинга. Может сдвигаться и приподниматься или – в устаревших версиях – только приподниматься. Управление осуществляется как вручную, так и автоматически. 

Фото: Светлана Парфёнова

Но к какому бы типу не принадлежал люк, болячки у всех примерно одинаковы, потому что конструктивно с точки зрения механики процесса они фактически близнецы-братья.

Течет из всех щелей

Главная проблема всех люков – это, пожалуй, протечки. Возможно, вы удивитесь, но большинство люков в крышах автомобилей не являются полностью водонепроницаемыми. И это сделано намеренно. Вместо того, чтобы заморачиваться с дорогостоящей стопроцентно герметичной конструкцией, их оснащают продуманной дренажной системой, которая отводит воду, просачивающуюся через небольшие щели в раме, резиновых уплотнителях и других элементах. Если эти системы работают хорошо, вы и салон автомобиля останетесь сухими даже во время сильного ливня.

Проблемы возникают в следующих ситуациях.

Засоряются дренажные системы: грязь, листья или мусор могут забивать небольшие дренажные трубки, из-за чего вода скапливается и просачивается в салон.

Изнашиваются уплотнители: со временем резиновые уплотнители вокруг люка могут потрескаться, высохнуть или потерять эластичность, из-за чего в них могут образоваться щели, через которые будет просачиваться вода.

Фото: Светлана Парфёнова

Произведена неправильная установка: если люк был установлен неправильно (особенно если он был установлен не производителем), вы можете чаще сталкиваться с протечками.

Возникли структурные повреждения: ДТП, попадание мусора или геометрические деформации в процессе эксплуатации могут повлиять на способность люка плотно закрываться.

Имейте в виду: попадающая внутрь и скапливающаяся из-за люка вода – это не просто неудобства, а причина возникновения серьезных проблем в виде появления плесени и пятен на обивке, затхлого запаха в салоне и ржавчины металлических элементов. Но что страшнее всего, вода становится причиной разнообразных трудно диагностируемых сбоев в работе электрооборудования.

Как часто должен протекать люк в крыше?

Ответ прост: при нормальном обслуживании люк в крыше не должен протекать никогда. Если автомобиль относительно новый или вы тщательно следите за его состоянием, протечки случаются редко. Однако со временем без надлежащего ухода вода с потолка может начать капать уже через 3-5 лет после покупки машины.

Фото: Евгений Балабас

К факторам, влияющим на частоту утечек, относятся:

Климат: если вы живете в регионе с обильными осадками, снегопадами и при этом паркуете машину во дворе под деревьями, могут возникнуть проблемы с дренажем.Возраст автомобиля: в старых автомобилях чаще изнашиваются уплотнители, что повышает вероятность протечек.Частота использования: чем чаще вы открываете и закрываете люк, тем быстрее изнашиваются уплотнители. С другой стороны, долгие периоды без движения для уплотнителей так же вредны: они критично сминаются и теряют уплотняющие свойства. Поэтому приходится искать золотую середину, регулярно, но не слишком часто открывая люк.Как предотвратить протечку автомобильного люка

Хорошая новость: большинство протечек люка можно предотвратить с помощью регулярного профилактического обслуживания. Достаточно выполнять несколько простых процедур, которые помогут поддерживать люк в идеальном состоянии.

Во-первых, требуется регулярно прочищать дренажные отверстия. Каждые несколько месяцев (хотя бы раз в полгода после осеннего листопада и весеннего тополиного пуха) желательно проверять сливные трубки люка на наличие засоров. Их можно аккуратно прочистить с помощью сжатого воздуха (отлично подходит и пылесос) или тонкой проволоки. В качестве последней можно использовать трос велосипедного тормоза, леску триммера или гитарную струну. Обычно дренажные отверстия находятся по углам люка.Во-вторых, нужно контролировать состояние уплотнителей: проверять, нет ли на них признаков износа, таких как трещины, заломы или затвердевание, и наносить на них кондиционер для резиновых уплотнителей (смазку на основе силикона), чтобы сохранить их эластичность. Летом будет не лишним нанесение специального спрея для защиты резины от негативного воздействия ультрафиолетовых лучей.В-третьих, надо следить за чистотой направляющих. Пыль, грязь и мусор могут скапливаться в направляющих люка, препятствуя его нормальному закрытию. Протирайте направляющие и периодически смазывайте их. Эту операцию целесообразно совместить с прочисткой дренажа и ревизией уплотнителей. Для любой очистки используйте только мягкие ткани (желательно микрофибру) и неагрессивные неабразивные моющие средства.В-четвертых, люк нужно иногда проверять на герметичность. Для этого можно налить на него немного воды и посмотреть, правильно ли она стекает. Если вы заметили, что вода скапливается или капает внутри салона, значит, пришло время для профессионального осмотра.В-пятых, не надо пытаться устранять серьезные неполадки самостоятельно. Если вы подозреваете, что уплотнитель сильно поврежден или проблема связана с геометрической деформацией стекла, проема или рамы, лучше обратиться за помощью к профессионалам. Самостоятельный ремонт часто может серьезно усугубить проблему.

И такой важный аспект. Когда дело доходит до чистки люка в крыше и компонентов его конструкции, нужно помнить о нескольких вещах. Прежде всего: не используйте для очистки стекол средства для мытья окон или составы на спиртовой основе. Они могут повредить лакокрасочное покрытие и оставить разводы, которые будет сложно удалить обычной мойкой. Лучше использовать универсальное чистящее средство вместо полироли для стекол, которая обычно слишком агрессивна, или простой мыльный раствор.

При очистке люка нельзя использовать бумажные полотенца или тряпки. Эти материалы достаточно абразивны и могут поцарапать поверхность стекла – попадающие под них твердые крупинки удаляемых загрязнений портят поверхности автомобиля. Эти царапины часто не видны глазу, но они есть, и впоследствии уже возникшие микроповреждения будут увеличиваться в размерах и создавать опасность для лакокрасочного слоя.  

Что делать, если протекает люк в крыше

Думаете, что люк протекает? Если такое подозрение появилось, лучше его проверить. Характерные признаки очевидны: пятна от воды или влажные участки на обшивке потолка, после дождя – капли возле люка в крыше, затхлый запах или плесень в салоне, лужи на ковриках или сиденьях. Если что-то подобное есть, нужно срочно принимать меры, чтобы предотвратить дальнейшее повреждение салона и электрики. Меры эти мы уже отчасти напоминали: проверка дренажных каналов на наличие мусора, проверка уплотнителей на предмет явных признаков износа или наличия зазоров, контроль состояния арматуры люка и самого люка (направляющих и компонентов привода, заметного смещения или люфта, точности прилегания стеклянной панели к раме). Если ничего не помогло, желательно сразу обратиться к специалистам.

Фото: Кирилл Савченко

Не только протечки

Все другие неисправности возникают очень редко и преимущественно либо вследствие производственного брака, и тогда их устраняются по гарантии либо на очень старых машинах.

Все автоматизированные люки оснащены электроприводом, включающим электромотор, реле, предохранители, переключатели и проводку. Каждый из этих компонентов по отдельности или в компании с кем-нибудь может выходить из строя. 

Мотор люка отвечает за его открытие и закрытие. Если мотор неисправен, люк может работать некорректно. Признаками неисправности мотора являются полное отсутствие движения люка или медленное движение, необычные шумы или вообще отсутствие звука работы мотора после нажатия на соответствующую кнопку. Для восстановления нормальной работы часто требуется замена неисправного узла.

Фото: Евгений Балабас

С другими электрическими компонентами картина аналогичная. Их выход из строя сопровождается либо полным отсутствием реакции на управляющие команды, либо нестабильным функционированием люка. Все, что в такой ситуации может сделать автовладелец, это проверить предохранители, осмотреть переключатели управления и места соединения проводов на предмет ослабления или повреждения. Можно проверить и реле. Но если вы не разбираетесь в электрических системах, лучше сразу обратиться за помощью к профессионалам, которые смогут точно диагностировать и устранить неисправности в электрике.

Кроме того, проблемы могут возникнуть с тросом и направляющими, которые обеспечивают плавное движение люка. В этом случае люк тоже или станет двигаться слишком медленно, или перестанет делать это совсем. 

Фото: Светлана Парфёнова

А если люк начинает двигаться, а затем останавливается, проблема может быть вовсе не в электрике. Двигатель, приводящий в движение люк, имеет встроенную защиту от перегрева. Если направляющие и ползунки люка забились мусором или стеклянная панель по какой-то причине заедает, автоматический выключатель может сработать, чтобы защитить двигатель. Иногда для решения этой проблемы необходимо просто очистить и смазать направляющие.

Чистота – залог здоровья люка

Резюме из всего вышеизложенного однозначное: для сохранения работоспособности и долговечности люка необходима регулярная профилактика. При надлежащем обслуживании можно избежать как протечек, так и многих других проблем даже на очень немолодом автомобиле. Это обслуживание совсем несложное и не занимает много времени. Главное в нем – тщательность и систематичность.