В апреле более чем на двух тысячах заправках сети «Лукойл прошли мероприятия в рамках международной экоакции «Чисто.Весна». Любой посетитель АЗС мог не только заправить автомобиль или мотоцикл, купить моторное масло и все необходимое в дорогу, но и посадить дерево в два клика через приложение в смартфоне.
Приводить совместными силами город после зимы в порядок – это не только необходимость, но и добрая традиция. А у компании «Лукойл» эта традиция приобрела масштаб международного проекта, получившего название «Чисто.Весна». Впервые эта акция состоялась в 2024 году, а в этом году к ней присоединились зарубежные общества компании в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии и Турции.
В этот раз одним из партнёров субботника стала платформа лесовосстановления «Сохрани лес». И это логично: любой автомобилист знает про углеродный след, который оставляет его машина, и высадка деревьев – лучший способ его компенсировать. А в случае с «Лукойл» этот способ ещё и самый простой и приятный: прямо на АЗС через приложение можно купить саженец и получить за это повышенный кэшбэк.
Прямо на АЗС через приложение можно купить и посадить саженец. Фото: Александр Ступников
В акции с удовольствием приняли участие не только случайные посетители заправок, но и известные люди. Среди в первую очередь хотелось бы отметить байкеров, которые как раз в эти дни открывают свой сезон.
К акции присоединились и мотоциклисты команды «RMS-Спартак» и Rolling Moto Клуб.
ФК «Спартак» и гоночная команда RMS Спартак на акции «Чисто весна. Фото: Александр Ступников
Разумеется, никто на пенсию не пойдёт – это всё шутки. Но шутки добрые, потому что деревья сажают только действительно добрые люди, которым хочется, чтобы жизнь стала добрее и красивее.
К слову, байкеры приезжали не только посадить деревья: прямо на АЗС пилот RMS-Спартак Анатолий Ушаков показал всем желающим, как в команде меняют моторное масло на мотоциклах. Также к началу мотосезона на стендах АЗС была представлена линейка масел для двухтактных и четырехтактных двигателей наиболее популярных в стране марок мотоциклов. Анатолий Ушаков протестировал и созданный Лукойлом цифровой сервис по самостоятельному подбору масла для мотоцикла – очень полезная функция в преддверии сезона.
К началу мотосезона на стендах АЗС была представлена линейка масел для двухтактных и четырехтактных двигателей наиболее популярных в стране марок мотоциклов. Фото: Александр Ступников
Международный субботник «Чисто.Весна» – это не просто уборка территорий. Это обновление к теплому сезону у байкеров и автомобилистов. Конечно, получить на заправке автограф звезды или выиграть приз приятно каждому. Но ещё приятнее путешествовать по нашей стране и знать, что где-то растёт твоё дерево. Посадить которое, оказывается, не так уж и сложно – доказано и проверено на тысячах заправках сети «Лукойл».
Не так уж часто мы встречаем на дорогах автомобили канувших в Лету марок. Обычно их берегут и используют как автомобили выходного дня или в качестве входного билета на ретро фестивали. К Saab это относится в полной мере, и в нашей стране по-прежнему сохраняется сплоченное комьюнити любителей этих машин с северной родословной.
Владелец – Даниил Климов, 40 лет, москвич, архитектор по образованию, но трудится в автомобильной сфере.
Автомобиль – кабриолет Saab 9-3 первого поколения 1998 года выпуска.
– С автомобилями этой шведской компании я знаком давно, – рассказывает Даниил.
– В свое время владел старенькими «девятитысячниками», перейдя на них после Жигулей, затем был универсал 9-3 второго поколения. После него я на достаточно длительный период с маркой Saab расстался, но вернулся к ней в 2023 году практически спонтанно, увидев в продаже невероятно яркий и броский ранний Saab 9-3 в кузове с открытым верхом. На дворе стояло начало марта, впереди было лето, и я подумал: а почему бы и нет? И поехал взглянуть на автомобиль вживую.
Продавали его в Москве, причем, что характерно, продавал первый владелец в России – машина не сменила бесчисленное количество хозяев, что часто бывает с моделями малораспространенных марок вообще и с кабриолетами в частности. Продавец лично привез эту машину в нашу страну в 2002 году из Бельгии. Это если говорить о плюсах. К минусам же относилось относительно уставшее состояние, поскольку владелец ездил на кабриолете постоянно и круглый год, не исключая зим, накатав около трехсот тысяч, что в моем понимании было, конечно, некоторым кощунством. Также к минусам, наверное, относился и простой овощной атмосферный мотор, особенно ввиду того, что комьюнити саабоводов ценит в первую очередь турбовые машины. Но мне была важна яркая внешность и функционал кабриолета, поэтому мотор особой роли для меня в данном случае не играл.
Просили за машину 500 тысяч рублей. Она была на полном ходу, но требовались небольшие работы по кузову и ремонт съемной крыши, да и электрика подглючивала. Как говорится, «ранена, но не убита». Тем не менее в тот момент цена мне показалась более-менее адекватной с учетом того, то продавец отдавал еще некоторое количество запчастей. После вложения в ремонт впоследствии еще примерно такой же суммы, что была заплачена сразу, у меня и получился вполне приличный автомобиль для поездок выходного дня.
Снаружи
Машина вышла из ворот завода в экстравагантном желтом цвете. Разве что изначально он был все же не столько кричаще-ярким – это уже результат перекраса первым российским владельцем.
Бамперы, пороги и спойлер установлены от версии Aero.
Диски BBS, установленные на кабриолете, выпускали для Saab 9-5. Однако и на 9-3 первой генерации они встали очень хорошо. Размерность колес и шин штатная – R17 225/45
Мягкая тентовая крыша имеет электрогидравлический привод. Электрический насос создает давление рабочей жидкости, а блок управления клапанами-распределителями и гидроцилиндрами запускает по нажатию кнопки складывание или раскладывание крыши. Гидроцилиндров всего три – пара приводит в действие тент, а еще один – крышку отсека, куда он складывается. Единственное ручное действие – освобождение перед нажатием на кнопку замков, крепящих крышу к рамке лобового стекла. Как и на большинстве кабриолетов, механизм работает только на парковке и в движении на скорости не более нескольких километров в час.
Заднее стекло в тенте – стеклянное, а не плексигласовое. Со временем оно не затирается, и через него всегда сохраняется неплохой обзор. Конечно, ровно настолько, насколько это в принципе возможно для небольшого окошка кабриолета.
Внутри
Этот экземпляр 9-3 для своих лет в целом оснащен вполне солидно. Сиденья – тоже от Aero, с расширенным набором регулировок, памятью и более выраженным боковым подпором. Руль с регулировкой в двух плоскостях. Есть неплохой электропакет, в который входят возможность поднять и опустить все стекла за один прием и однозонный климат-контроль. Последний умеет автоматически управлять температурой и распределением потоков воздуха в зависимости от состояния крыши – опущена она или поднята. Тем не менее бешеного количества кнопок в салоне нет. Так что википедийное утверждение о том, что «некоторые водители не могли разобраться с морем функций и настроек 9-3», – это сильное преувеличение.
В машине предусмотрены четыре полноценных места: задний диванчик тут не только для детей, как это бывает во многих «кабриках». Взрослым среднего роста на нем места вполне достаточно, а спинка дивана имеет адекватный наклон.
Благородная деревянная отделка вокруг приборной панели таковой и является по факту – это не пластик, а натуральный шпон, что встречается не так уж часто. Приборка простенькая, но, как и положено, с фирменной саабовской фишкой «night panel», позволяющей выключить всю иллюминацию, кроме спидометра, на время ночной езды. И которая автоматически дезактивируется, если скорость перевалила за 140 км/ч.
Штатная дисковая «голова» медиасистемы сохранена, но в нее интегрирован современный модуль Bluetooth, который позволяет слушать музыку с телефона, не нарушая эстетику интерьера. Сохранена и поддержка переключения треков с руля и с самой магнитолы.
Фирменная фишка – замок зажигания на центральном тоннеле.
Багажник, как и у большинства кабриолетов, сильно уменьшен за счет выделения доброй его части под отсек для складывания крыши, а также из-за уже упоминавшегося приличного угла наклона спинки второго ряда.
Железо
Двигатель этого экземпляра – рядная 2,3-литровая безнаддувная «четверка» B204 мощностью 150 сил. Это ненамного мощнее самого младшего мотора в линейке доступных агрегатов – 131-сильного того же объема.
Привод, конечно, передний, а коробка передач у этого экземпляра – 5-ступенчатая механика, хотя на этих машинах использовались и 4-ступенчатый автомат, и механика с электроприводом сцепления Sensonic. Передняя подвеска – Макферсон с алюминиевыми рычагами; задняя – простая торсионная балка. Многорычажки сзади в этом поколении Saab 9-3 никогда и не было, поскольку фактически машина повторяла платформу предшествующей модели, Saab 900. Появилась она только на втором поколении 9-3. Рулевое управление – с ГУР, тормоза – дисковые по кругу, с простыми однопоршневыми суппортами и с ABS. В целом машина является весьма несложной по конструкции и в силу этого – необременительной в ремонте и нетребовательной к наличию узких специалистов. Разве что редкие версии с тем самым «сенсоником» в КПП сегодня проблемны в плане обслуживания. Но таких машин было крайне мало.
Главной неприятностью после покупки стала крыша, которая не работала, будучи заклиненной в закрытом положении. С компрессором и коммутационным блоком все было в порядке, но гидроцилиндры и магистрали текли. К счастью, прежний хозяин отдал Даниилу вторую крышу – не новую, но почти исправную, и из двух удалось собрать одну, надежно и стабильно работающую. Впоследствии, столкнувшись с вопросом поиска специфических запчастей для кабриолета, Даниил понял, что без второй крыши в качестве бонуса эту машину покупать было бы неразумно. В целом почти все найти еще можно, причем иногда недорого, но то, что относится к кузовщине и крыше, – серьезная проблема.
К примеру, когда на кабриолете задымил двигатель из-за залегших маслосъемных колец, Даниилу быстрее и дешевле оказалось найти контрактный мотор из Японии, который был куплен в Самаре с пробегом 70 тысяч. Мотор с попутной заменой уплотнений поставили на машину за пару дней, и обошлось это в 110 тысяч рублей, что в конкретной ситуации было рациональнее переборки.
Подвеска требовала внимания по мелочи, несущественно, и, к счастью, это не относилось к рычагам переднего Макферсона. На 9-3 они алюминиевые, с интегрированными несъемными шаровыми опорами и достаточно дорогие. Хотя, конечно, саабоводы нередко «колхозят» простые стальные рычаги от родственных ранних Opel Vectra, которые обходятся дешевле. Ну а задняя ось – и вовсе воплощенная простота.
Сейчас владельцем запланированы небольшие кузовные работы по устранению точечной коррозии в задних арках и когда-нибудь – перешив салона. Последнее тормозит не столько финансовый вопрос, сколько эстетический. Брутальная 25-летняя кожа даже сейчас ощущается и выглядит надежнее, чем работы многих современных «перешивальщиков», к которым Даниил присматривался и приценивался.
В движении
Кузов кабриолета явно тяжеловат для 150-сильного мотора: машина без крыши серьезно усилена большим количеством железа. При этом автомобиль снабдили достаточно упругой подвеской, и благодаря ей и неплохой жесткости кузова на кручение 9-3 не кажется «размазней» – он вполне собран, хорошо отзывается на руль, не склонен к кренам и раскачке. Это, правда, несколько портит его сущность машины для отдыха, ибо лежачие полицейские и иные неровности даже с невысокой скоростью проходит он грубовато. Руль при этом на спортивный стиль вождения даже не намекает – у рейки три оборота от упора до упора. Это относительно остро по меркам машин без усилителя руля, но в целом – совершенно рядовое число.
Невысокую мощность двигателя на тяжелой машине можно отчасти компенсировать работой с КПП. Вторая передача достаточно длинная, на ней 9-3 неплохо разгоняется вплоть до 80-90 км/ч. В городе на второй-третьей передачах автомобиль довольно живенький, если крутить двигатель тысяч до пяти, что для мотора вполне комфортно. Тормоза – терпимые для своих лет, но отличными их не назовешь. Так скажем, вяловатые.
При езде с открытой крышей особенных чудес аэродинамики ждать не стоит, поскольку 9-3 использует универсальную платформу, а не спроектированн с нуля в виде кабриолета, как, например, Mercedes SLK. Однако все же некомфортным 9-3 с опущенной крышей не назовешь! Да, задним пассажирам дует по макушкам будь здоров, да и автоматической выдвижной дугой, защищающей при перевороте, машина не оборудована – она появилась лишь со второго поколения 9-3. Тем не менее на передних сиденьях при поднятых стеклах в движении на скорости 120-130 и прическа не страдает, и говорить можно, не сильно напрягаясь. Выдающейся аэродинамики, позволяющей ехать с открытым верхом в дождь, тут разумеется, нет, и если над водителем капли еще более-менее пролетают, то задний диван принимает их на себя в полной мере. Впрочем, механизм складывания крыши шустрый, и закрывается она за 19-20 секунд. Да и климат-контроль работает весьма разумно, и при поднятии крыши он получает об этом сигнал и меняет алгоритм работы. Причем интересно, что если с поднятой крышей выбор температуры осуществляется во вполне понятных и логичных градусах, то с опущенной климат переключается с градусов на условные единицы от 1 до 10. Такая вот странноватая скандинавская логика.
История модели
Saab 9-3 пришел на смену модели 900 в 1998 году. В сущности, он во многом был схож с предшественником, также базируясь на платформе GM2900, более известной по Opel Vectra A и B. Что неудивительно, поскольку существенное участие в судьбе и немецкой, и шведской компаний принимал концерн General Motors, в те годы практикующий максимальную унификацию платформ. При этом скандинавские машины традиционно выступали в более высоком классе, нежели Vectra, а в дизайне Saab 9-3 появилось много общего с флагманом 9-5. Впрочем, в семействе 9-3 не было седана, как у модели 9-5: его выпускали только в виде 3- и 5-дверных хэтчбеков и кабриолета.
Saab 9-3 первого поколения простоял на конвейере до 2003 года, после чего его сменил 9-3 второй генерации, также построенный на платформе GM Epsilon, общей с Opel Vectra.
Новинка пока в статусе концепта дебютировала в рамках автомобильной выставки в Шанхае, которая сегодня открыла свои двери для представителей СМИ. Информации о сроках появления серийного варианта пока нет.
В Китае у Geely есть отдельная линейка, созданная специально для электрифицированных машин. Она получила название Galaxy, и под ней на сегодняшний день выпускается несколько моделей, но все они имеют обтекаемый современный дизайн. Тем интереснее посмотреть на очередной концепт, разработанный в рамках этого семейства, ведь он заметно отличается за счёт оформления экстерьера.
На фото: концепт Geely Galaxy Cruiser
Марка Geely в рамках стартовавшего сегодня автосалона в Шанхае показала концепт, который в глобальном офисе называют Galaxy Cruiser, а в «родном» представительстве – Galaxy Battleship. В дальнейшем этот прототип ляжет в основу серийного брутального кроссовера электрифицированной линейки Geely Galaxy.
Шоу-кар получил «оквадраченные» формы, расширенные колёсные арки, массивный обвес по периметру кузова из некрашеного пластика, чёрный верх, аналогичного цвета стойки крыши, глянцевые корпуса наружных зеркал с повторителями поворотников, а также дверные ручки. Ещё модель снабдили двухцветными колёсными дисками большого диаметра, а на багажной двери можно увидеть чехол для запаски, окрашенный в ярко-оранжевый цвет кузова.
Капот Geely Galaxy Cruiser снабдили большим воздуховодом, переднюю часть украсили прямоугольным элементом, который объединяет в себе полукружья фар, соединённых друг с другом светодиодной широкой полосой, а также подсвеченный логотип, состоящий из шести прямоугольников. Ниже располагается сравнительно небольшой воздухозаборник с противотуманками по бокам, а также пара буксировочных проушин.
Салон концептуального брутального кроссовера в компании пока держат в секрете. Не исключено, что его оформление тоже будет отличаться от актуальных серийных моделей семейства Geely Galaxy. В компании назвали будущую новинку «флагманским высокотехнологичным SUV» и отметили, что кроссовер использует «передовую технологию полномасштабного искусственного интеллекта».
Информации о «начинке» пока немного. Известно, что Galaxy Cruiser получил plug-in гибридную установку, причём система умеет сама переключаться между чисто электрическим и гибридным режимами, адаптируясь к различным дорожным условиям. Ещё производитель заявил, что при помощи искусственного интеллекта осуществляется управление системой полного привода.
Известно, что в состав системы входит новый тяговый аккумулятор Geely Golden Short Blade. Кстати, в рамках Шанхайского автосалона поднебесная компания в том числе объявила о запуске собственного бренда батарей. В Джили отметили, что специальные покрытия «защищают аккумулятор от деформации, возгорания или взрыва».
Концепт Galaxy Cruiser снабдили гидролокатором и водным радаром, за счёт которых он способен передвигаться вплавь в течение двух часов со скоростью более 8,5 км/ч (4,6 узла). Максимальная глубина преодолеваемого брода у этого SUV превышает 800 мм. Автомобиль получил функции движения в «режиме краба» и разворота на месте.
Напомним, в первой половине текущего месяца дилеры в Китае начали принимать заказы на седан Geely Galaxy Starshine 8, который предлагается с двумя силовыми установками.
Давненько не было новый марок от Chery! Встречаем премиальный бренд Lepas, на днях он запустил в производство свою первую модель — кроссовер L8, в котором, однако, нетрудно увидеть много знакомых черт.
Пожалуйста, не спрашивайте нас, зачем Chery понадобился ещё один бренд, когда в тех, что уже есть, невозможно не запутаться. Помимо, собственно, марки Chery у одноимённой компании есть дочерние бренды Exeed, Exlantix, Jetour, Jaecoo, Omoda, iCar и Karry. Ещё есть приобретённый бренд Soueast. Ещё есть аффилированные c Chery марки Kaiyi и Luxeed. Ещё есть бренды, которые формально Chery не принадлежат, но под которыми производятся автомобили Chery: к таким относятся испанский Ebro, российские Xcite и Tenet. Отдельным фронтом идут суббренды (например, Zongheng), но мы их здесь трогать не будем.
Lepas — это очередное изобретение самой Chery Group, а не её партнёров. Название бренда образовано путём слияния слов «Leap» (прыжок, скачок) и «Passion» (страсть). Тот факт, что в Китае есть весьма успешный стартап Leapmotor, в котором тоже обыграно слово «Leap», руководство Chery Group, судя по всему, не смущает. Дизайн моделей Lepas будет отражать «грациозность леопарда». Целевая аудитория бренда Lepas — это те, кто «стремится к высокому качеству жизни, предпочитают элегантность, технологичность и безупречное качество».
Официальный запуск бренда Lepas состоялся ещё 16 октября прошлого года, а 18 апреля этого года на заводе в городе Уху (провинция Аньхой), где также находится штаб-квартира Chery, началось производство первой модели Lepas — кроссовера L8. Официальной технической информации о Lepas L8 пока нет, но в общем ясно, что под его «леопардовыми» формами скрывается очередная вариация на тему Chery Tiggo 8 Pro. Ожидается, что у Lepas L8 будут как чисто бензиновые, так и plug-in гибридные версии, а среди будущих моделей Lepas непременно будут и электромобили.
О выходе бренда Lepas на российский рынок пока официально не объявлено, но, с учётом того, что эту новость мы получили от российской пресс-службы Chery, можно предположить, что соответствующее объявление не заставит себя долго ждать. На вопрос о том, нужен ли российскому рынку ещё один бренд от Chery, каждый читатель может ответить сам, ну а мы будем ждать новых подробностей о Lepas L8 и последующих новинках свежеиспечённого бренда.
Принадлежащий компании Chery бренд Exeed представил новый кроссовер. Это концепт, но, скорее всего, его все-таки доведут до конвейера. По предварительным данным, серийная модель будет доступна как с гибридной установкой, так и в виде полноценного электрокара.
Главной премьерой марки Exeed на открывшемся сегодня Шанхайском автосалоне стал большой концептуальный кроссовер, имя которого с китайского можно перевести как Tianji (также встречается название Dimensity). Новинку позиционируют в качестве полноразмерного SUV для отдыха и приключений, предназначенного для «обеспеченных семей с успешной карьерой» (цитата из пресс-релиза китайского офиса Exeed).
В основе кроссовера лежит доработанная версия платформы E0X с приставкой в виде литеры L. На исходной «тележке» (без приставки), напомним, построены и свежие электрифицированные модели Exeed Sterra ET и Exeed Sterra ES (в России они появятся под именем Exlantix).
Длина Tianji равна 5,3 метра, ширина – 2 метра, высота – 1,9 метра, колесная база – 3,2 метра. Таким образом, по своим размерам концепт заметно превосходит хорошо знакомый россиянам трехрядный кроссовер Exeed VX (длина нашей актуальной версии – 4970 мм, расстояние между осями – 2900 мм).
Головная оптика и задние фонари шоу-кара сделаны в виде табло. Центральные стойки отсутствуют, а задние двери распахиваются против хода движения. При открытии дверей появляются сразу две «ступеньки». На крыше может быть установлен «короб» с дроном.
В шестиместном салоне – «штурвал», проекционный дисплей во всю ширину передней панели и вертикальный планшет мультимедиа. Кресла первого и второго рядов могут поворачиваться – правда, пока непонятно, можно ли их развернуть лицом к галерке. Новинке также обещана «революционная система спутниковой связи».
Для Exeed Tianji заявлены две модификации – гибридная с возможностью зарядки от электросети (ДВС работает в режиме генератора) и чисто электрическая. Увы, все характеристики марка не раскрыла. В Exeed сообщили, что для кроссовера предусмотрена «умная» пневмоподвеска (видимо, как у Chery Tiggo 9L, который тоже дебютировал в Шанхае), а на задней оси имеется подруливающий механизм. Также в компании рассказали о том, что только на электротяге гибрид сможет проехать 300 км (вероятно, по китайскому циклу), а совокупная дальнобойность такого кроссовера составит 2000 км.
Предполагается, что Exeed Tianji перевоплотится в серийную модель. Но конвейерный вариант, конечно, будет проще – уж точно без «суицидальных» задних дверей. А вот сроки появления товарного кроссовера пока не озвучены.
Главной новинкой британской марки MG на открывшемся сегодня Шанхайском автосалоне стал концептуальный брутальный кроссовер Cyber X, который довольно скоро превратится в серийную модель.
Две недели назад марка MG, ныне принадлежащая китайскому государственном автоконцерну SAIC, представила план развития на ближайшие два года, в течение которых она запустит восемь новых моделей с разными типами силовых установок. На фоне развернувшихся торговых войн MG сохранит статус глобального бренда, но основное внимание марки теперь будет сосредоточено на китайском рынке с его бешеной конкуренцией в сегменте NEV (электромобили и plug-in гибриды). Предполагается, что новинки, которые смогут добиться успеха в Китае, будут хорошо продаваться и на других рынках.
Стиль новых моделей MG будет определять известный словацкий дизайнер Йозеф Кабан: до 2023 года он работал различных подразделениях концерна Volkswagen (Seat, Skoda, Bugatti) и в BMW Group, а год назад был приглашён на должность главного дизайнера MG.
Йозеф Кабан попытался обыграть в облике брутального кроссовера Cyber X шестиугольную эмблему MG (особенно хорошо она заметна в форме колёсных арок), но самой запоминающейся особенностью концепта стали поднимающиеся верхние секции фар — это дань ностальгии по суперкарам 1980-х, таким как Ferrari Testarossa.
Родстер MG Cyberster и концептуальный кроссовер MG Cyber X
Интерьер MG Cyber X пока не рассекречен, известно лишь, что графический интерфейс для этой и других будущих моделей MG разработает китайская компания Oppo, производящая смартфоны и прочую бытовую электронику.
В основе MG Cyber X лежит новая модульная электромобильная платформа E3 с полутвердотельной батареей, ячейки которой упакованы прямо в кузов без промежуточного корпуса. Платформа E3 очень гибкая и позволяет создавать как высокие внедорожники, так и низкие спорткары. Для платформы E3 вдобавок заявлен мощный процессор J6 от Horizon Robotics, который будет отвечать за работу электронных ассистентов водителя и автопилота. На платформе E3 можно строить также автомобили типа EREV (Extended Range Electric Vehicle), то есть plug-in гибриды, в которых ДВС механически не связан с колёсами, работает в режиме генератора и заряжает тяговую батарею.
Когда именно появится серийный MG Cyber X, пока неизвестно — ясно только, что это случится до конца 2026 года. Вслед за кроссовером Cyber X марка MG выпустит ещё две модели на платформе E3 — Cyber Y и Cyber Z, но подробностей о них пока нет.
Новая «зелёная» четырёхдверка японской марки появится в продаже на поднебесном рынке до конца 2025 года.
На сегодняшний день у Тойоты имеется собственная «зелёная» линейка под названием bZ (расшифровывается как «beyond Zero»). Первенцем стал паркетник bZ4X, который был представлен ещё в конце октября 2021-го. Напомним, ранее в компании сообщили, что намерены отказаться от буквенно-числовых индексов для будущих моделей, однако нынешнюю новинку это, судя по всему, не затронуло: в рамках открывшего свои двери автосалона в Шанхае представлен седан Toyota bZ7.
Новая четырёхдверка займёт место флагманского седана «зелёной» линейки Toyota на китайском рынке. Напомним, помимо упомянутого bZ4X в неё входят ещё bZ3, bZ3X и bZ5. Серийная модель под названием bZ7 «выросла» из одноимённого концепта, который был представлен осенью 2024-го. Новинка является результатом совместной разработки компаний GAC и GTMC, а также научно-исследовательского центра Toyota.
На фото: новый седан Toyota bZ7
Информации об этой четырёхдверке пока практически нет. В компании лишь отметили, что длина Toyota bZ7 превысит пять метров (для сравнения, показатель актуального седана Camry составляет 4915 мм). Кстати, эта новинка длиннее и четырёхдверного Nissan N7 (4930 мм), разработанного совместно с Dongfeng, который тоже привезли на стартовавший сегодня Шанхайский автосалон.
На фото: салон нового седана Toyota bZ7
Внешность седана оформлена в актуальном фирменном стиле бренда, который используется в оформлении как ранее перечисленных «зелёных» моделей, так и актуального семейства Crown. «Семёрка» имеет покатую линию крыши и кормы, задние фонари, которые соединяются друг с другом светящейся полосой через всю ширину крышки багажника, утопленные дверные ручки, лидар на крыше и большой воздухозаборник в нижней части переднего бампера.
Салон получил отделку в светлом цвете, с чёрными элементами, белой прострочкой и древесными вставками, а также декором «под хром» и подсветкой. Перед водителем располагается рулевое колесо с сенсорными кнопками и цифровой щиток приборов. По центру на передней панели можно увидеть планшет мультимедийной системы, ниже есть ряд физических кнопок.
Официальной информации о технике Toyota bZ7 пока нет, цены новинки в компании тоже обнародуют позже. Известно, что седан появится в продаже на китайском рынке до конца текущего года.
Напомним, сегодня японская корпорация также представила в рамках автосалона в Шанхае седан Lexus ES следующего поколения. Эта глобальная новинка получила гибридную и полностью электрическую начинку, передний и полный привод, а также пару вариантов оформления салона.
18 апреля в Москве агентство «АВТОСТАТ» проводило ежегодный форум автобизнеса «FinAuto – 2025. Финансовые инструменты авторынка». В этом году мероприятие прошло в «Центре событий РБК» по адресу: Москва Космодамианская наб., 52, стр. 7. Участниками форума стали более 500 представителей автобизнеса, в том числе дистрибьюторы, автопроизводители, дилеры, кредитные, страховые, лизинговые и прочие компании.
Что происходит в экономике?
Форум начался с доклада главного экономиста Альфа-Банка Натальи Орловой. Она рассказала, что российская экономика по-прежнему развивается в условиях неопределенности, которые во многом связаны с геополитикой. С начала года рынок получил в этом направлении некий позитив, при этом ситуация с валютными курсами вызывает у экспортеров и импортеров скорее переживания, чем позитив.
Все экономисты сейчас смотрят на расходы бюджета и на бюджетные импульсы. В этом году на расходы бюджета запланировано 41,5 трлн рублей. Это лишь немного больше, чем в 2024-м, поэтому при инфляции в 10% эксперты ожидают, что бюджет будет пересматриваться в сторону увеличения.
Большая геополитическая неопределенность, связанная в том числе и с возможностью возвращения ушедших брендов, создает неопределенность и для бизнеса. Это еще один тренд текущего дня.
Опросы населения показывают, что оно с точки зрения спроса настроено позитивно. Подрастает доля населения, которое ждет улучшения своего финансового положения. Население порядка 60-70% своих доходов вкладывает в депозиты, недвижимость и автомобили.
По поводу валютного курса – на начало года отмечено некоторое укрепление рубля. Но в активный приток западных капиталов эксперты пока не верят. Просто часть компаний пытается сократить свои сбережения (в долларах и евро – из-за санкций, в юанях – в связи с начавшейся торговой войной) и избавляются от них.
А как чувствует себя авторынок?
Исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов в своем выступлении представил структуру российского авторынка в 1 квартале 2025 года.
Так, по данным агентства, с января по март в России было продано почти 247 тысяч новых легковых машин. Это на 25% меньше, чем 1 квартале прошлого года. Свыше половины (54%) от этого количества принадлежит китайским маркам. На долю кроссоверов и внедорожников приходится почти две трети (66%) рынка. Примерно каждый шестой (16%) легковой автомобиль был продан юридическим лицам. А вот каждый одиннадцатый (9%) относится к премиум-сегменту.
Также стало известно, что суммарная доля электромобилей и гибридов в 1 квартале нынешнего года составила 5% от всего объема рынка. При этом 2% пришлось на подключаемые гибриды (PHEV).
Автобизнес – это 5% экономики РФ
Далее директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков на конкретных цифрах показал, насколько важен для экономики России и ее финансового «здоровья» автомобильный бизнес.
Он подсчитал суммарную финансовую емкость и собственно авторынка, и целого ряда направлений, которые работают в связке с ним – кредитование, страхование, лизинг, сервис, запчасти, парковки, платные дороги, сборы налогов и ряд других.
Получилось, что в 2024 году такая финансовая емкость «авторынка и около него» составила почти 20 трлн рублей. Учитывая то, что ВВП прошлого года составил около 200 трлн рублей, казалось бы, можно говорить о доле автобизнеса в 10%. Однако эксперт напоминает, что часть этих денег не создает добавочной стоимости (например, перепродажи автомобилей на вторичном рынке, зарплаты сотрудников и многое другое), и потому, скрупулезно пересчитав «вклад» автобизнеса в российскую экономику, Целиков оценивает его примерно в 5%. И это тоже очень внушительная цифра, которая показывает значение отрасли для страны.
Рынок автокредитования в 1 квартале упал вдвое
Розничное кредитование сократилось до уровня 2018 года, сообщил представитель Frank RG Станислав Сухов. По данным этой компании, сумма выданных розничных кредитов в 1 квартале 2025 года составила 1586,6 млрд рублей. Это вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В 1 квартале 2024 года эта сумма составляла 3 167 млрд рублей. При этом количество выданных автокредитов упало на 48%.
Начиная с сентября прошлого года, объем выданных автокредитов постепенно сокращался. Однако в марте ситуация стала немного исправляться. В прошлом месяце объем выданных автомобильных кредитов составил 102,9 млрд рублей, что на 20% больше, чем в феврале.
Также Сухов отметил, что в объеме нецелевых кредитов доля залоговых составила на 1 апреля 2025 года 11%. Тогда как на 1 июля прошлого года этот показатель находился на уровне всего лишь 4%.
Новые инструменты для автобизнеса
Участники форума отметили несколько важных тенденций, сложившихся сегодня в сфере автомобильного кредитования, и предложили несколько новых инструментов, позволяющих автодилерам легче справляться с трудностями.
Даниил Шкурыгин (Авто.ру) рассказал, что в новых условиях компания разработала новый продукт с названием «Кредиты от Яндекса», снижающий нагрузку на автодилера. Он разработан с участием Яндекс Банка – на основе уже действующих финансовых инструментов, таких как «Совместный выкуп автомобилей с пробегом» и приобретенный компанией в прошлом году «еКредит». Суть нового продукта можно выразить коротко: три документа, два дня – и для дилеров открывается лимит до 50 млн рублей через кредиты от Яндекса. Имея «под капотом» классифайд Авто.ру, дилер получает рыночное предложение, помощь в управлении складом и бонусом – маркетинговую поддержку.
Новый финансовый продукт компании CarCraft тоже разработан на основе уже действующих программ и платформ, таких как Momentum Pay и ряда других. Ольга Габеева (CarCraft) рассказала о том, что компания увидела задачу текущего момента в том, чтобы расширять возможности для клиентов путем привлечения к партнерству большего количества банков. Речь идет также об оптимизации процессов с участием новых технологических решений. Сегодня банкам важно видеть, куда расходуются деньги, минимизировав риски, и IT-компании делают эти процессы более прозрачными.
Агентство «АВТОСТАТ» назвало победителей премии «FinAuto – 2025»
В рамках форума прошло награждение победителей премии «FinAuto – 2025», учрежденной агентством «АВТОСТАТ». Они были определены по итогам опроса официальных автодилеров из 64 городов. География участников опроса традиционно широка – Москва, Краснодар, Мурманск, Саратов, Нижний Тагил, Калуга, Иркутск, Череповец, Белгород, Уфа, Вологда, Майкоп и другие города.
Первенство в номинации «Лучший автокредитный банк-партнер» завоевал Т-Банк, получивший 30,7% голосов. Второе место занял Совкомбанк (14,7%), а третье – Драйв Клик (10,3%).
В номинации «Лучшая страховая компания» победила Альфа Страхование (17,5%). Вторую строчку тут занял Ингосстрах (14,8%), а замкнула тройку лидеров ВСК (12,4%).
Победителем в номинации «Лучшая мультибанковская онлайн-платформа финансирования автобизнеса» стал CarCraft (38,6%).
Лучшей цифровой платформой по продажам автомобилей в кредит оказался FAST, за который проголосовало более половины (52,1%) опрошенных. Он же стал победителем в номинации «Лучший страховой агрегатор», набрав 73% голосов участников опроса.
Круглые столы: участники поделились эффективным опытом
На прошедшем мероприятии состоялось сразу несколько круглых столов, в которых приняли участие авторитетные эксперты и представители многих сфер автобизнеса, в том числе финансовой. Вот их основные темы:
Автокредитные программы производителей и дистрибьюторов. Эффективный дилерский опыт.Дилерские автокредиты: партнерский бизнес или инструмент продажи автомобилей?Страхование. Изменения. Пролонгация. Сервис.Лизинг и корпоративные автопарки.
Кроме этого, были представлены итоги автострахования в 1 квартале и озвучены ключевые тренды по остаточной стоимости автомобилей (европейских, китайским, электромобилям).
Новый SUV фирмы Chery дебютировал в статусе концепта. Однако, по предварительным данным, довольно скоро модель станет серийной. Причем ожидается, что новинка будет глобальной.
В актуальной линейке Chery присутствуют два разных кроссовера с именем Tiggo 9. Так, в Китае продают крупный автомобиль, который в других странах, в том числе и в России, известен как Jaecoo J8. На экспортных же рынках (опять же, включая РФ) под названием Tiggo 9 доступна модель, на родине известная как Tiggo 8L. И вот представлена еще одна «девятка»: на Шанхайском автосалоне состоялась премьера прототипа Chery Tiggo 9L. И эта машина заметно отличается от уже продающихся SUV.
Если нынешние серийные «девятки» являются обычными паркетникам, то у концепта Tiggo 9L нарочито брутальный и внедорожный имидж. Впрочем, характеристики еще не раскрыты. Не исключено, что компания ограничилась лишь «суровым» обликом, и что модель имеет несущий кузов.
Среди особенностей дизайна Chery Tiggo 9L – фары с образующими буквы H диодными секциями ходовых огней, массивные накладки на колесных арках, вертикальные блоки задних фонарей. Вместо привычной эмблемы марки спереди и сзади красуется крупная надпись Chery (расположенные на «личике» буквы еще и светятся).
Внутри – двухспицевый усеченный руль с сенсорными кнопками, на передней панели расположены три отдельных экрана. Мультимедиа – с искусственным интеллектом. По предварительной информации, новинка имеет трехрядный салон.
Китайские профильные СМИ пишут, что Chery Tiggo 9L представляет собой полноприводный подзаряжаемый гибрид, силовая установка которого включает три мотора. В арсенале концепта также значатся лидар, пневмоподвеска и режим «краба». Еще Tiggo 9L якобы способен сам анализировать дорожное покрытие и подстраивать под него подвеску.
Ожидается, что брутальная «девятка» станет серийной: это может произойти либо к концу текущего года, либо уже в 2026-м. Скорее всего, впоследствии товарная модель появится и за пределами Китая, при этом экспортную версию могут переименовать.
Компания Mazda провела в рамках Шанхайского автосалона презентацию среднеразмерного кроссовера EZ-60: он позаимствовал техническую начинку у китайского Deepal S07, но выглядит совершенно иначе. За пределами Китая Mazda EZ-60 будет предлагаться как Mazda CX-6e.
Mazda EZ-60 — уже вторая модель японской марки, созданная на модульной платформе EPA1 от Deepal. Бренд Deepal, напомним, принадлежит компании Changan, а все Мазды для китайского рынка сегодня производятся в рамках совместного предприятия Changan Mazda. Первой моделью Mazda на платформе Deepal стал дебютировавший в прошлом году лифтбек Mazda EZ-6, он же Mazda 6e в Европе — это, по сути, перелицованный Deepal SL03. В свою очередь Mazda EZ-60 является производной от кроссовера Deepal S07, выпускающегося в Китае с 2023 года, но кузов Mazda EZ-60 сильнее отличается от китайского исходника, чем в паре Mazda EZ-6 — Deepal SL03.
Предвестником Mazda EZ-60 стал представленный год назад на Пекинском автосалоне концепт Mazda Arata и, что удивительно, серийный кроссовер в отдельных деталях выглядит даже интереснее концепта. Габаритная длина Mazda EZ-6 — 4850 мм, ширина — 1935 мм, высота — 1620 мм, колёсная база — 2902 мм. Для сравнения скажем, что аналогичные размеры Deepal SL03 составляют 4750, 1930, 1625 и 2900 мм соответственно. Подвеска — пружинная, с адаптивными амортизаторами, передняя — типа McPherson, задняя — независимая многорычажная. Штатная размерность шин — 255/40 R 21.
Салон Mazda EZ-6 выглядит богаче, чем у исходного Deepal S07: у Мазды свой руль и свои кресла, изменён дизайн воздуховодов, центрального тоннеля и дверных карт, причём в передние дверные карты встроены мониторы, заменяющие наружные зеркала заднего вида. Роль щитка приборов выполняет проекционный экран, а справа от руля на передней панели разместилось монолитное 26,45-дюймовое табло, как у кроссоверов Li Auto. Штатная аудиосистема насчитывает 23 динамика. Уже в «базе» будет девять подушек безопасности и богатый набор электронных ассистентов водителя, вплоть до автопилота второго уровня.
Mazda EZ-6 будет предлагаться как электромобиль и как plug-in гибрид. На данный момент рассекречена только гибридная версия, у которой единственный электромотор мощностью 190 кВт (258 л.с.) установлен на задней оси и вращает задние колёса, а расположенный спереди под капотом 1,5-литровый бензиновый двигатель мощностью 98 л.с. механически не связан с колёсами, работает в режиме генератора и заряжает тяговую батарею, ёмкость которой пока не раскрыта (у Deepal S07 она составляет 31,73 либо 39,05 кВт·ч). Запас хода с полностью заряженной батареей и полным баком превысит 1000 км по циклу CLTC.
Характеристики электрической версии Mazda EZ-6 будут обнародованы позже, сейчас известно, что там тоже будет только один задний электромотор, а запас хода на одной зарядке составит порядка 600 км по циклу CLTC. Для ориентира скажем, что топовый электрический Deepal S07 оснащён электромотором мощностью 160 кВт (218 л.с.) и батареей ёмкостью 79,97 кВт·ч, полного заряда которой хватает на 628 км по циклу CLTC.
В Китае продажи Mazda EZ-60 начнутся в этом году, но пока не объявлены даже предварительные цены. В Европе и на других внешних рынках этот кроссовер будет называться Mazda CX-6e.