Ещё недавно бывшая лидером китайского (да и мирового) рынка электромобилей компания Tesla сдаёт позиции под натиском быстро развивающихся и агрессивных по части ценообразования китайских автопроизводителей. По данным инсайдеров, Tesla готовит новый бюджетный кроссовер, который будет производной от недавно обновлённого кроссовера Model Y и будет примерно на 20% дешевле последнего.
В последнее время в СМИ много шумихи по поводу того, что политическая активность Илона Маска вкупе со странными жестами и хамоватыми высказываниями в адрес оппонентов привели к обвалу продаж компании Tesla. На самом деле предпосылки для этого обвала сложились задолго до возвращения Дональда Трампа на пост президента США и его «творческого» союза с Илоном Маском, а в Китае политическая и этическая позиции Маска вообще мало кого интересуют, продажи Tesla там падают совсем по другим причинам.
Электромобильный сегмент китайского авторынка очень быстро эволюционирует, нигде больше в мире прогресс не идёт такими бодрыми темпами, при этом часто китайские производители вопреки общемировому тренду снижают, а не поднимают цены на свои «электрички». Свежий пример — кроссовер Xpeng G6: это прямой конкурент Tesla Model Y, который дебютировал летом 2023 года и уже пережил серьёзную модернизацию, после которой его оснащение стало богаче, потребительские характеристики улучшились, а цены снизились. Самый дорогой Xpeng G6 сейчас стоит в Китае 198 800 юаней (2,36 млн рублей в переводе по текущему курсу), тогда как цены на недавно обновлённый Tesla Model Y только начинаются от 263 500 юаней (3,13 млн рублей).
Обновлённый Tesla Model Y для Китая
В прошлом году продажи Tesla Model Y в Китае составили 480 309 шт., что на 5,24% больше продаж в 2023 году, но этом году кривая спроса стала резко загибаться. В январе-феврале 2025-го Tesla, по данным CAAM, смогла реализовать в Поднебесной только 33 700 экземпляров Model Y (-35,7% по сравнению с АППГ), а общие продажи Tesla за тот же период составили 60 480 электромобилей (-13,6%). Проблема в том, что модели Tesla не только слишком дóроги, но и в том, что они уже примелькались и приелись, а новинками американская компания балует потребителя редко.
Тем не менее на падение спроса нужно как-то реагировать: сегодня Reuters со ссылкой на осведомлённые источники сообщил, что Tesla разрабатывает удешевлённый вариант кроссовера Model Y, который получит иное, цифро-буквенное обозначение и пока известен по кодовым индексом E41. Модель E41 будет чуть компактнее и, как минимум, на 20% дешевле начальной версии Model Y за счёт упрощения компонентов и отказа от большинства опций. Производство модели E41 на Гигафабрике Tesla в Шанхае должно начаться в 2026 году. Китайский ресурс 36kr.com со ссылкой на собственные источники сообщает, что производство бюджетной модели может начаться и раньше, то есть уже в 2025 году, если спрос на Model Y продолжит резко снижаться.
Китай будет первым и главным рынком для модели E41, но Tesla также хочет продавать её в Европе и Северной Америки — правда, пока неясно, когда именно, многое будет зависеть от длительности и результатов развязанной Дональдом Трампом торговой войны с Китаем.
Новая версия флагмана GAC поступит в продажу на следующей неделе. От прочих исполнений такой кроссовер отличился в основном дизайном экстерьера. Техника стандартная.
Семиместный кроссовер GAC GS8 GX Traveller с «внедорожным» имиджем для России официально анонсировали в феврале. Теперь же местный офис производителя раскрыл все характеристики и озвучил дату старта продаж: приобрести новую версию можно будет с 18 марта. Известна и цена, но к ней вернемся позже. А пока напомним про особенности исполнения GX Traveller.
В Китае такая модификация тоже представлена. Однако на домашнем рынке «суровым» бывает только гибрид, который считается отдельной моделью под названием Trumpchi ES9 (марку Trumpchi используют исключительно на родине). В России же доступен чисто бензиновый GS8. И у нашего «внедорожного» GX Traveller техника стандартная: это турбочетверка 2.0 (231 л.с., 380 Нм), классический восьмиступенчатый автомат Aisin и полный привод.
Фишки нового варианта – собственная радиаторная решетка, более внушительные бамперы, выстроившиеся столбиками светодиодные противотуманки, другие накладки на колесных арках и 20-дюймовые диски эксклюзивного дизайна. На багажной двери установлен дополнительный бокс (запаска расположена в нише грузового отсека ), из-за чего номерной знак пришлось перенести ниже. Длина GAC GS8 GX Traveller равна 5110 мм против 4980 мм у обычного кроссовера. Ширина увеличилась на 26 мм до 1976 мм. Остальные габариты не изменились: высота – 1780 мм, колесная база – 2920 мм.
Список оборудования пополнила вентиляция передних сидений. В остальном оснащение такое же, как у богатых комплектаций обычного GS8. Есть панорамный люк, проекционный дисплей, подогрев руля и сидений первого и второго рядов, беспроводная зарядка для смартфона, камеры кругового обзора, адаптивный круиз-контроль, системы автоторможения, удержания в полосе движения и мониторинга «слепых» зон. В России все версии модели также имеют обогрев лобового стекла, трехзонный климат-контроль, виртуальную приборку (12,3 дюйма) и мультимедиа с планшетом диагональю 14,6 дюйма.
На данный момент цена «внедорожного» GAC GS8 GX Traveller указана только с учетом скидок по спецпрограммам – 4 649 000 рублей. Если предположить, что размер скидки такой же, как на модель в остальных комплектациях (300 000 рублей), то получится, что «суровый» кроссовер обойдется в 4 949 000 рублей. Стандартный GS8 без учета акций сейчас стоит 4 099 000 – 4 849 000 рублей.
Тем временем GAC готовится вывести на российский рынок еще две новинки – паркетник GS4 и седан Empow.
Вместе с рестайлинговым среднеразмерным кроссовером G6 китайская компания Xpeng вчера запустила в продажу обновлённый флагманский кроссовер G9, он получил более мощные электромоторы, батареи с более быстрой зарядкой и новейшую систему автономного вождения Turing AI, при этом цены на все модификации снижены.
Основанная в 2014 году компания Xpeng пока производит только электромобили, но уже в этом году в её модельном ряду появятся plug-in гибриды. Флагманский электрический кроссовер Xpeng G9 в строю с 2022 года, то есть довольно давно по меркам бурно развивающегося китайского рынка — неудивительно поэтому, что продажи Xpeng G9 снижаются: за первые два месяца этого года, по данным CAAM, он разошёлся в Китае тиражом 2300 шт., что на 11,5% меньше продаж в январе-феврале 2024 года. Между тем в целом продажи компании Xpeng в Китае за тот же период выросли на 339,9% и составили 56 291 электромобиль.
Обновление у Xpeng G9 вышло чисто техническим, наружный дизайн не изменился (разве что колёсные диски новые — 20- либо 21-дюймовые), ключевые размеры прежние: габаритная длина — 4891, ширина — 1937 мм, высота — 1670, колёсная база — 2998 мм. В стандартное оснащение входит усовершенствованная адаптивная пневмоподвеска с компонентами Bilstein, передняя — на двойных поперечных рычагах, задняя — независимая многорычажная.
Салон Xpeng G9 получил новый двухспицевый руль с сенсорным ободом, на который завязана работа многих электронных ассистентов водителя, в том числе автопилота третьего уровня Turing AI. Двухсекционный мультимедийный экран (каждая секция имеет диагональ 14,96 дюйма) на передней панели получил более мощный процессор Qualcomm Snapdragon 8295 вместо прежнего 8155. Мультимедийное табло — это в том числе часть бортового иммерсивного кинотеатра, в него также входит фирменная аудиосистема Xopera 2.0 с двадцатью динамиками, при просмотре фильмов кресла в нужный момент вибрируют, светодиодная подсветка и климат-контроль подстраиваются под сюжет. Мест в салоне только пять, третий ряд не предусмотрен. Объём основного багажника — 754 л, со сложенными спинками заднего дивана — 1795 л, спереди есть дополнительный багажник объёмом 71 л.
Силовые установки у Xpeng G9 теперь, по сути, полностью новые, так как заменены и электромоторы, и батареи. Новые 800-вольтовые батареи поддерживают функцию сверхбыстрой зарядки на мощности 445 кВт либо 530 кВт в зависимости от модификации: пополнить заряд с 10% до 80% на таких мощностях можно всего за 12 минут, но нужен соответствующий терминал, а такие есть, мягко говоря, далеко не в каждой китайской глубине.
На данный момент обновлённый Xpeng G9 доступен в трёх версиях. Базовый кроссовер за 248 800 юаней (2,95 млн рублей в переводе по текущему курсу) оснащён единственным электромотором на задней оси, его максимальная отдача — 258 кВт (351 л.с.) и 465 Нм, разгон до 100 км/ч занимает 6,6 с, максимальная скорость этой и других версий ограничена на отметке 200 км/ч. Ёмкость батареи — 79 кВт·ч, запас хода на одной зарядке — 625 км (здесь и далее по циклу CLTC).
Средняя версия за 258 800 юаней (3,07 млн рублей) также одномоторная и заднеприводная, но с батареей на 93,1 кВт·ч, полного заряда которой хватает на 725 км пробега, разгон до «сотни» при той же мощности электродвигателя (351 л.с.) занимает 6,4 с.
Топ-версия за 278 800 юаней (3,31 млн рублей) двухмоторная и полноприводная: задний электромотор здесь такой же, как у двух младших версий, а передний выдаёт 165 кВт (224 л.с.) и 230 Нм, максимальная совокупная отдача силовой установки — 423 кВт (575 л.с.) и 695 Нм, разгон до 100 км/ч занимает 4,2 с. Ёмкость батареи — 93,1 кВт·ч, запас хода на одной зарядке — 680 км.
Для сравнения скажем, что у дореформенного Xpeng G9 максимальная мощность силовых установок составляла 313 либо 551 л.с., ёмкость батареи — от 78 до 98 кВт·ч, запас хода на одной зарядке — от 570 до 702 км. Стоил дореформенный кроссовер от 263 900 до 359 900 юаней (от 3,13 млн до 4,27 млн рублей), то есть обновлённый Xpeng G9 ощутимо подешевел.
Напомним, что Xpeng является стратегическим партнёром компании Volkswagen в процессе адаптации её бизнеса к китайским реалиям: в 2026 году на китайский рынок выйдет первая модель Volkswagen, построенная на платформе Xpeng G9.
Продажами электромобилей Xpeng в России на данный момент занимаются только серые дилеры, официальных поставок нет, в планах компании их тоже пока нет.
Особенные исполнения кроссовера, хэтчбека и универсала уже сейчас доступны на домашнем рынке, в Японии.
Марка Subaru начала выпускать небольшой кроссовер в 2012 году, причём изначально на большинстве рынков (в том числе и в России) у него был индекс XV. В ходе смены поколения в 2022-м его поменяли на «американское» имя Crosstrek. Напомним, в конце прошлого года у этой модели появилась модификация с новой гибридной установкой на основе мотора Boxer 2.5. Теперь японская компания презентовала новую спецверсию: речь идёт о Subaru Crosstrek Limited Sun Blaze Edition.
На фото: Subaru Crosstrek Limited Sun Blaze Edition
В основу особенного паркетника легло исполнение Limited, кузов этого автомобиля имеет ярко-оранжевый цвет Sun Blaze Pearl, который, как отметили в пресс-центре компании, является эксклюзивным для этой спецверсии. В салоне кроссовера установлены кожаные сиденья, отделанные в серо-чёрном цвете с оранжевой прострочкой, ещё можно увидеть рулевое колесо с кожаной оплёткой и контрастными деталями, элементы декора, оформленные «под карбон», а также новый чехол рычага коробки передач тоже с оранжевой прострочкой.
Subaru Crosstrek Limited Sun Blaze Edition оснащается стандартной для модели гибридной системой e-Boxer, в её состав входят атмосферный оппозитник FB20 объёмом 2,0 литра (максимальная отдача равна 145 л.с., крутящий момент – 188 Нм), а также клиноцепной вариатор Lineartronic с интегрированным в него электромотором MA1 (14 л.с., 65 Нм).
В компании отметили, что спецверсия будет доступна для заказа в течение ограниченного времени: с 13 марта по 19 мая 2025 года. Особенный кроссовер доступен только на домашнем рынке. Цена переднеприводной модификации равна 3 355 000 иен (эквивалентно примерно 1,94 млн рублей по текущему курсу), а за полноприводный вариант просят не менее 3 569 500 иен (около 2,06 млн рублей).
На фото: Subaru Impreza ST Black Selection
Спецверсию на домашнем рынке получил и хэтчбек Subaru Impreza, её название – ST Black Selection. Напомним, модель актуального шестого поколения дебютировала в ноябре 2022-го. Особенный вариант базируется на исполнении ST и визуально он отличается за счёт чёрных корпусов наружных зеркал, аналогичного цвета боковых юбок и спойлера в верхней части пятой двери, а также комплекта 17-дюймовых затемнённых алюминиевых колёсных дисков.
Салон Impreza ST Black Selection изменили за счёт чёрной отделки потолка и стоек, алюминиевых накладок на педали, различных декоративных элементов серебристого цвета. Кроме того, кресло водителя получило электрорегулировки в десяти позициях, кресло пассажира – в восьми. Предусмотрены подогрев рулевого колеса и передних сидений, а также ряд дополнительных водительских помощников.
На фото: салон Subaru Impreza ST Black Selection
«Начинка» у особенной Impreza стандартная: 2,0-литровый оппозитный двигатель, работающий в паре с вариатором Lineartronic. Привод – передний или полный. На японском рынке цена ST Black Selection в первом случае равна 3 058 000 иен (около 1,77 млн рублей), во втором – 3 272 500 иен (около 1,89 млн рублей).
На фото: Subaru Levorg V-Sport
Сразу две спецверсии в Японии получил также универсал Subaru Levorg. Стоит напомнить, что актуальная пятидверка появилась в 2020 году. Одним из особенных вариантов стал V-Sport, в основу которого легло исполнение Smart Edition EX. В списке визуальных отличий числятся оформленные в чёрном цвете корпуса боковых зеркал и антенна «акулий плавник» на крыше. В салоне некоторые элементы, включая рулевое колесо, отделаны чёрной кожей с красной прострочкой.
Вторая спецверсия имеет знакомое название – Levorg STI Sport R-Black Limited, однако теперь у неё другая техника. В основе лежит штатное исполнение STI Sport EX, от варианта V-Sport такой универсал отличается наличием спортивных передних кресел Recaro, шильдиков STI, а также чёрной отделкой потолка и стоек.
Обе спецверсии Subaru Levorg оснащаются оппозитным турбомотором объёмом 1,8 литра, мощность которого равна 177 л.с. (300 Нм), который работает в паре бесступенчатым автоматом. Этим универсалам положен симметричный полный привод. Цена Levorg V-Sport на домашнем рынке равна 3 685 000 иен (около 2,12 млн рублей), а за STI Sport R-Black Limited просят не менее 4 686 000 иен (около 2,7 млн рублей).
Марка Volkswagen запускает продажи кроссовера Tiguan нового поколения в Северной Америке. Дебютным рынком в этом регионе стала Мексика, там паркетник предложен с безальтернативной турбочетверкой 1.4 и передним приводом.
В Европе «третий» Volkswagen Tiguan представили еще в 2023 году, весной 2024-го модель появилась в Китае – в длиннобазной версии. Ну а предназначенный для Северной Америки паркетник раскрылся лишь осенью прошлого года. Тогда, напомним, показали модель для США, да и то только в топовой «оспортивленной» комплектации R-Line. Однако дебютным рынком в этом регионе все же стала Мексика, ведь именно мексиканский завод и производит кроссовер (он же делал и предшественника): продажи стартовали сегодня. Причем североамериканский паркетник отличается от машин, доступных в других частях света.
За океаном под именем Tiguan предложен европейский Tayron. Впрочем, последний, по сути, является перелицованным удлиненным вариантом глобального Тигуана. И это уже привычное решение для американского рынка: в роли предыдущего «просто» Volkswagen Tiguan там выступал «старосветский» Tiguan Allspace.
Новый Volkswagen Tiguan для Мексики, базовая версия Trendline
Если сравнивать с «мировым» коротким Тигуаном, то у нового североамериканского паркетника собственные фары и радиаторная решетка, иные бамперы, плюс изменен рисунок задних фонарей. Внутри же машины для разных рынков в целом повторяют друг друга. В салоне установлены отдельные виртуальная приборка и планшет мультимедийной системы, за управление трансмиссией отвечает подрулевой рычажок. На центральном тоннеле есть шайба с небольшим экранчиком: ее можно использовать для выбора режима движения или регулировки громкости, еще она способна менять подсветку.
Длина непосредственно мексиканского свежего VW Tiguan равна 4670 мм, ширина – 1866 мм, высота – 1665 мм, колесная база – 2791 мм. Для сравнения, длина европейского VW Tayron – 4770 мм, колесная база такая же. Показатели глобального Тигуана – 4539 и 2680 мм соответственно. Североамериканский кроссовер бывает исключительно пятиместным.
Мексиканцам Volkswagen Tiguan предложен со старым мотором. Это бензиновая турбочетверка 1.4 TSI мощностью 150 л.с. При этом двигатель сочетается с семиступенчатой роботизированной коробкой DSG, тогда как у локального предшественника была 6DSG. Привод только передний. В Штатах для модели заявлена другая техника – турбомотор 2.0 TSI (204 л.с.) и классический восьмиступенчатый автомат, там для Тигуана предусмотрен полный привод 4Motion. Хотя не исключено, что позже паркетник с двухлитровым двигателем и полным приводом появится и в Мексике (у предыдущего кроссовера была версия с такой начинкой).
На выбор предложены три комплектации. В список оборудования базовой Trendline входят: 17-дюймовые колеса, светодиодная оптика, тканевая обивка, двухзонный климат-контроль, беспроводная зарядка для смартфона, мультимедиа с планшетом диагональю 12,9 дюйма, камера заднего вида, адаптивный круиз-контроль. Версия Comfortline – это 18-дюймовые диски, панорамный люк в крыше, «кожаный» салон, подогрев передних сидений. Топовое исполнение R-Line имеет «оспортивленный» обвес, 20-дюймовые колеса, трехзонный «климат», вентиляцию и массажер передних кресел, 15-дюймовый тачскрин мультимедийной системы, камеры кругового обзора и расширенный комплекс систем безопасности.
Новый Volkswagen Tiguan оценили в 599 990 – 771 990 мексиканских песо, что эквивалентно примерно 2,6 млн – 3,3 млн рублей по текущему курсу. Позже машины доберутся до США и Канады.
Повышенный расход масла имеет множество причин. Они бывают разными, и если масложор можно устранить заменой маслосъёмных колпачков, это считается удачей. Хуже, если нужно проводить капитальный ремонт, который сегодня обходится дорого для всех моторов, кроме самых простых отечественных. Однако иногда справиться с расходом масла можно намного проще – перепрошивкой блока управления двигателем.
Если нет клапана
Начнём издалека: для чего мотору нужен фазовращатель? В первую очередь, конечно, для изменения фазы газораспределения в зависимости от оборотов двигателя. Точнее, не самой фазы (её ширину он изменить не может, она зависит от формы кулачка распредвала), а её смещения для лучшего наполнения цилиндров. И часто говорят, что основная задача фазорегулятора заключается именно в этом. Что, мол, с «фазиком» машина лучше тянет на низах и одновременно лучше едет в мощностных режимах. Однако это слишком упрощённое представление о принципе работы системы изменения фаз. На самом деле всё немного сложнее.
Как вы знаете, распредвалы моторов без системы изменения фаз – это один большой компромисс. Точнее, обычно два, если клапанов 16, но это неважно. Важно, что для стабильных холостых оборотов нужно как можно позже открывать и закрывать впускные клапаны, а выпускные, наоборот, закрывать пораньше, задолго до верхней мертвой точки. Такой режим выпуска оптимален только на холостых оборотах без нагрузки, а в любом другом режиме выпускные клапаны нужно закрывать позже. Если в моторе используются фазовращатели на впуске и выпуске, то они меняют положение обоих распредвалов, но если «фазик» один, то он практически всегда установлен на впуске, а не на выпуске. И именно потому, что точной регулировки выпуску не требуется – выпускные клапаны почти всегда, кроме холостого хода, открываются и закрываются поздно.
Фото: lorakss, depositphotos.com
Работа на холостом ходу не так важна, поэтому тут можно обойтись более грубой настройкой газораспределения с помощью регулирования только времени открытия и закрытия впускных клапанов. А вот в режимах частичной или полной нагрузки требуется гораздо более точная регулировка фаз, причём регулировать можно только впускные клапаны – выпускные, как мы уже выяснили, всегда будут установлены на позднее открытие и закрытие. Не будем углубляться в разницу между полной и частичной нагрузкой, отметим только, что между этими режимами есть небольшая разница, и тут вся ответственность за сдвиг фаз возлагается исключительно на впуск. Но в любом случае для более-менее оптимальной работы бензинового двигателя достаточно только одного фазовращателя на впускном распредвале. Однако возможность настроить фазы более точно – это не единственная функция фазорегулятора.
Вторая функция заключается в следующем. На средних оборотах и при частичной нагрузке фазорегулятор на впуске открывает впускной клапан намного раньше, чем в других режимах. А выпускные клапаны, как мы помним, закрываются в таких режимах поздно. Это приводит к перекрытию фаз, когда одновременно открыты и впускные, и выпускные клапаны, из-за чего отработавшие газы частично попадают к свежей порции воздуха. Ничего не напоминает? Да, верно – так работает система рециркуляции отработавших газов, она же – EGR. И вторая задача фазовращателя – это организация рециркуляции отработавших газов на тех моторах, где нет физического клапана EGR. Важно отметить, что в мощностных режимах фазорегулятор немного сдвигает впуск в сторону чуть более позднего открытия. За счёт этого EGR как бы выключается, а приток свежего воздуха возрастает. И это как раз то, что в этих режимах и требуется.
Фото: Михаил Баландин
Получается очень изящное техническое решение, в котором можно недорого и надёжно реализовать рециркуляцию перекрытием фаз без использования дополнительных механизмов, причём попутно сделать мотор более приёмистым и экономичным. Это действительно хорошо работает, пока кто-то своими действиями не нарушает тонкостей предусмотренной инженерами газодинамики.
Газодинамика и scavenging effect
Что происходит с газами на такте впуска на небольших оборотах и при небольшой нагрузке в момент перекрытия фаз? Поршень опускается вниз, создаётся разрежение, засасываются свежий воздух и частично – отработавшие газы с выпуска. И скорость этих потоков не слишком велика. А на высоких оборотах и при большой нагрузке картинка немного другая: из-за высокой скорости воздушного потока в выпускном коллекторе создаётся своеобразный «воздушный поршень» – быстро идущие по выпуску отработавшие газы создают за собой зону разрежения. Возникает то, что называется scavenging effect – эффект продувки, при котором благодаря повышенному разрежению в цилиндр поступает чуть больше свежего воздуха через впускной клапан. И в мощностном режиме это прекрасно.
Фото: Jooja, wikipedia.org
А теперь представим, что получается, когда кто-то несознательный удаляет каталитический нейтрализатор, который у современных моторов стоит очень близко к выпускному коллектору или прямо в нём (если это так называемый катколлектор). Катализатор не только сокращает выброс в атмосферу оксидов азота NOх и несгоревших углеводородов, но и создаёт некоторое противодавление, которое сдерживает scavenging effect в разумных пределах. Если катализатор убирают оттуда, где он должен быть, вакуум получается слишком сильным и длительным. Впускной клапан уже закрыт, и воздух через него поступить не может, а ненормальное разрежение его требует. И воздуху не остаётся ничего иного, кроме как подсосаться из картера прямо через поршневые кольца, которые хотя бы немного, но негерметичны, как минимум в силу присутствия замков на компрессионных кольцах. А воздух в картере – это не совсем воздух, а картерные газы, в которых очень много масляного тумана. То есть, грубо говоря, масла, которое начинает в буквальном смысле вылетать в трубу. Причём чем сильнее изношены кольца, тем существеннее будет масложор, а после удаления катализатора он может вырасти скачкообразно от почти незаметного до катастрофического.
Фото: Михаил Баландин
Что делать?
Мы уже рассказывали о том, почему после удаления катализатора может вырасти расход масла. И говорили, что часто причина кроется в отсутствии противодавления, которое создаёт катализатор. Подробно раскрывать эту тему не стали, но отметили, что от этого неприятного последствия иногда спасает установка пламегасителей или других приспособлений, которые создают препятствие для отработавших газов. Это действительно так, но намного лучше было бы поставить не пламегаситель, а хороший ремонтный катализатор, который и токсичность выхлопа вернёт в норму, и его звук сделает потише, и, вполне возможно, поможет избежать масложора. Кстати, так называемый «спортивный» катализатор, имеющий более низкое противодавление, от масложора, скорее всего, не спасёт – его в такой ситуации ставить смысла нет. И всё бы хорошо, если бы не космическая стоимость хороших катализаторов, которая отбивает любое желание с ними связываться. Что тогда делать? Чиповаться!
Фото: «Лаборатория Скорости»
Если на исправном моторе с удалённым катализатором программно убрать перекрытие фаз (то есть, отключить имитацию рециркуляции), то scavenging effect пропадает. И связанный с этим масложор, само собой, тоже. Вернёмся к тому, о чём говорили выше: на мощностных режимах фазорегулятор немного сдвигает впуск в сторону чуть более позднего открытия, и в этом случае перекрытия фаз практически нет. А значит, нет и scavenging effect, и повышенного разрежения. Этот фокус отлично срабатывает в реальной жизни у тех чип-тюнеров, которые хорошо освоили теорию и правильно применили ее на практике. И их опыт подтверждает, что даже на моторах с одним фазовращателем изменения в прошивке помогают избавиться от масложора после удаления катализатора. Правда, при одном условии: мотор не должен иметь задиров или других критических неисправностей. То, что мертво, чиповать уже поздно. В этом случае поможет только серьёзный ремонт.
Компания Mercedes‑Benz представила купеобразный седан CLA третьего поколения на платформе MMA, первыми на рынок ближайшим летом выйдут электрический версии, ближе к концу года подоспеют гибридные с новым 1,5-литровым бензиновым турбомотором M252.
Предтечей Mercedes-Benz CLA третьего поколения стал одноимённый концепт образца 2023 года. Серийный седан (Mercedes‑Benz называет его фастбеком из-за покатой кормы) получился куда менее эффектным, чем концепт, но сохранил светящиеся трёхлучевые звёзды в фарах и фонарях. Глухая центральная панель передка электрических версий также усыпана светящимися звёздочками. В стандартное оснащение входит панорамная стеклянная крыша с солнцезащитным покрытием, шторка для неё не предусмотрена. Двери имеют безрамочные стёкла и выдвижные наружные ручки. Заявленный коэффициент аэродинамического сопротивления сх электрических версий составляет 0,21.
В основе нового Mercedes-Benz CLA лежит модульная платформа MMA (Mercedes-Benz Modular Architecture), разработанная для компактных автомобилей сегмента Entry Luxury — так Mercedes‑Benz с 2022 года обозначает свои самые доступные модели. По сравнению с предшественником «третий» CLA раздался по всем направлениям и превзошёл по ключевым размерам Mercedes-Benz C-класса третьего поколения (W204), то есть теперь это полноценный средний класс по европейским меркам. Габаритная длина нового CLA— 4723 мм, ширина — 1855 мм, высота — 1468 мм, колёсная база — 2790 мм. Штатные колёса — 17-, 18- либо 19-дюймовые. Передняя подвеска — типа McPherson, задняя — независимая многорычажная.
На новом Mercedes-Benz CLA дебютировало салонное табло MBUX Superscreen, заменившее, по сути, переднюю панель или, как минимум, её лицевую часть. Боковые воздуховоды врезаны в это табло, а центральные спущены вниз и дуют в пупок. Отдельного блока микроклимата нет, все настройки зашиты в операционную систему MB.OS, регулировкой громкости заведуют сенсорные ползунки на руле и центральной консоли — в общем, с эргономикой есть очевидные проблемы. Режимами трансмиссии заведует правый подрулевой рычажок.
Приборный экран — 10,25-дюймовый, он может быть дополнен 12,2-дюймовым проекционным экраном, центральный мультимедийный экран — 14-дюймовый. Для переднего пассажира доступен собственный 14-дюймовый развлекательный экран, а если его нет, то придётся вместо экрана лицезреть декоративный подсвеченный орнамент со звёздами. Топовая 850-ваттная аудиосистема Burmester насчитывает 16 динамиков. В стандартное оснащение входит богатый набор электронных ассистентов водителя, но автопилота второго уровня MB.Drive Assist Pro предлагается за доплату.
Электрические версии имеют основной багажник объёмом 405 л и передний дополнительный багажник объёмом 101 л, причём он есть даже на двухмоторном полноприводном CLA. У гибридных версий переднего багажника, понятно дело, нет.
На данный момент для нового Mercedes-Benz CLA заявлены две электрические версии, обе имеют 800-вольтовую электрическую архитектуру и оснащены литий-ионной батареей ёмкостью 85 кВт·ч. Энергетическая плотность ячеек — 680 Вт·ч/л, максимальная мощность зарядки — 320 кВт.
Младшая электрическая версия называется CLA 250+ with EQ technology, она оснащена одним электромотором, который установлен на задней оси и состыкован с двухступенчатым редуктором. Пиковая отдача электромотора — 200 кВт (272 л.с.) и 335 Нм. Максимальная рекуперативная мощность — те же 200 кВт, при этом предусмотрены три режима рекуперации — два фиксированных и один адаптивный, как у электромобилей Tesla. При желании функцию рекуперации можно вообще выключить. До 100 км/ч Mercedes-Benz CLA 250+ with EQ technology разгоняется за 6,7 с, максимальная скорость ограничена на отметке 210 км/ч, максимальный запас хода на одной зарядке — 792 км по циклу WLTP.
У двухмоторного полноприводного Mercedes-Benz CLA 350 4Matic with EQ technology задний электромотор такой же, как у версии CLA 250+ with EQ technology, а передний работает как вспомогательный и выдаёт до 80 кВт. Максимальная совокупная отдача двухмоторной силовой установки — 260 кВт (354 л.с.) и 515 Нм, разгон до 100 км/ч занимает 4,9 с, максимальная скорость — 210 км/ч, максимальный запас хода на одной зарядке — 771 км по циклу WLTP. Обе электрические версии могут буксировать прицеп массой до 1,8 т.
В будущем у Mercedes-Benz CLA появится начальная моноприводная электрическая версия с литий-железо-фосфатной батареей ёмкостью 58 кВт·ч и энергетической плотностью ячеек 450 Вт·ч/л.
Подробные технические характеристики гибридных версий нового CLA пока не опубликованы, известно только, что их будет три — две переднеприводные и одна полноприводная. Все гибридные версии имеют 48-вольтовую электрическую систему и оснащены новым 1,5-литровым 4-цилиндровым бензиновым турбомотором семейства FAME с заводским индексом M252, он работает по экономичному циклу Миллера и имеет степень сжатия 12:1. Единственный электромотор мощностью 20 кВт (27 л.с.) вживлён в 8-ступенчатый «робот» с двумя сцеплениями (8F-eDCT), он позволяет седану на малых скоростях непродолжительное время ездить исключительно на электротяге. Ёмкость размещённой в салоне буферной батареи — 1,2 кВт·ч, зарядка от внешнего источника не предусмотрена. В целом концепция не новая, корпорация Stellantis представила аналогичную гибридную силовую установку для своих массовых моделей ещё два года назад.
Новый CLA будет производиться на заводе Mercedes-Benz в немецком Раштатте, где он заменит седан Mercedes-Benz А-класса, у которого не будет преемника. Предыдущий CLA производился на венгерском заводе компании в городе Кечкемет, это предприятие в будущем освоит производство других моделей на платформе MMA, в том числе новые младшие кроссоверы Mercedes-Benz. Китайская версия Mercedes-Benz CLA третьего поколения будет производиться в Пекине на заводе совместного предприятия Beijing Benz.
Трёхрядный паркетник чешской марки появится в продаже в 2026 году. Он будет создан по мотивам концепта Vision 7S, который был представлен в 2022-м.
Skoda подвела итоги 2024 финансового года, который оказался лучшим за всю историю марки. Выручка компании составила 27,8 млрд евро, что на 4,7% превышает показатель предыдущего года. При этом операционная прибыль Шкоды выросла почти на треть (на 30%) до 2,3 млрд евро. В общей сложности за прошлый год Skoda поставила клиентам по всему миру 926,6 тыс. машин (на 6,9% больше, чем в 2023-м), Octavia осталась бестселлером бренда с результатом 215,7 тыс. экземпляров (на 12,4% больше).
К отчёту о рекордном финансовом годе чешская компания «приложила» ещё и анонс новинки: речь идёт о полностью электрическом трёхрядном кроссовере, который должен выйти на рынок в 2026 году. Этот SUV был отмечен ещё в плане компании, который та обнародовала весной 2023-го: на схеме он обозначен как «Space» – большой семиместный семейный паркетник. Официальное название марка пока держит в секрете.
Тизер нового кроссовера Skoda
Известно, что в основу новинки ляжет концепт Skoda Vision 7S, который был представлен в конце лета 2022 года. Напомним, с его помощью марка презентовала новый фирменный стиль Modern Solid, в котором на сегодняшний день уже оформлены паркетник Elroq, а также недавно обновлённые кроссоверы Enyaq и Enyaq Coupe. А в дальнейшем его также примерит серийный Epiq, который дебютировал в статусе концепта в марте 2024-го.
Судя по первым тизерам, у «зелёного» кроссовера будет светодиодная головная оптика с «J-образными» основными блоками фар и штрихами ходовых огней, образующими горизонтальную прерывистую полосу под кромкой капота, который получил выштамповки и надпись с названием бренда вместо отправленного в отставку логотипа.
Ещё можно разглядеть, что семиместную новинку снабдили традиционными наружными зеркалами, антенной «акулий плавник» на крыше (рейлингов нет), изогнутым спойлером с интегрированным стоп-сигналом в верхней части багажной двери, а также большими задними фонарями, получившими форму необычной литеры «T».
Ожидается, что габаритами новый трёхрядный кроссовер Skoda будет сравним с актуальным Kodiaq. Напомним, его длина равна 4758 мм, ширина – 1864 мм, высота – 1657 мм, а расстояние между осями составляет 2791 мм. Предполагается, что на европейском рынке «зелёный» SUV чешской марки сможет побороться за клиентов с Kia EV9 и Hyundai Ioniq 9.
По предварительным данным, в основу будущего семиместного кроссовера может лечь фольксвагеновская модульная платформа MEB; его могут оснастить тяговой батареей ёмкостью 86 кВт*ч. Ожидается, что запас хода на одной зарядке у этого семейного паркетника составит примерно 645 км. У модели, скорее всего, будут версии, как с одним электромотором, так и с двухмоторной силовой установкой. Официальные характеристики станут известны позже.
В ходе подведения итогов прошлого финансового года в Skoda отметили важность для бренда индийского рынка. Напомним, в конце прошлого года в этой стране стартовало производство бюджетного кроссовера Kylaq.
Китайская компания Xpeng полностью рассекретила и запустила в продажу рестайлинговый среднеразмерный кроссовер G6, его стиль стал изящнее, оснащение — богаче, а цены — ниже, но двухмоторная полноприводная версия исчезла из гаммы.
На одиннадцатом году жизни Xpeng продолжает оставаться одной из самых динамично развивающихся китайских компаний: за первые два месяца текущего года её продажи в КНР, по данным CAAM, составили 56 291 автомобиль, что на 339,9% больше продаж в январе-феврале 2024 года, притом что Xpeng производит пока только электромобили. Почти треть продаж приходится на среднеразмерный кроссовер G6, который вышел на рынок летом 2023 года. Сегодня в продажу поступил обновлённый Xpeng G6, относящийся к 2025 модельному году.
В ходе рестайлинга Xpeng G6 получил модную нынче цельную световую полосу на передке, которая прежде была разрезана посередине эмблемой, у обновлённого кроссовера эмблема сместилась вверх на капот. В световую полосу помимо матричных фар интегрирован индикатор работы автопилота третьего уровня AI Turing. Корма обзавелась вторым спойлером типа утиный хвостик на багажной двери в дополнение к основному верхнему спойлеру. Обновлён дизайн колёсных дисков — 18- либо 20-дюймовых. Изменения в дизайне увеличили габаритную длину кроссовера с 4753 до 4758 мм, остальные ключевые размеры прежние: ширина — 1920 мм, высота — 1650 мм, колёсная база — 2890 мм.
Салон Xpeng G6 получил обновлённые экраны на передней панели: приборный 10,25-дюймовый экран теперь как бы парит над панелью, а не интегрирован в неё, а мультимедийный 15,6-дюймовый получил более мощный процессор Qualcomm Snapdragon SA8295P. В салонное зеркало заднего вида вживлён 9-дюймовый экран для трансляции картинки с камеры. Под установку нового контурного светодиодного освещения изменён дизайн дверных карт и декоративных накладок, отделочные материалы стали приятнее на вид и на ощупь. Руль получил чувствительный к прикосновениям емкостный обод. Дизайн воздуховодов стал более лаконичным. Обновлённые передние кресла, как утверждается, делают лучший в классе массаж шиацу. Штатная аудиосистема насчитывает 13 либо 18 динамиков в зависимости от комплектации. Объём багажника — 647 л, со сложенными сиденьями второго ряда — 1752 л.
Xpeng G6 оснащается только пружинной подвеской, передняя — на двойных поперечных рычагах, задняя — независимая многорычажная. У обновлённого кроссовера в амортизаторах появились гидравлические отбойники, рулевое управление перенастроено для улучшения точности и обратной связи. Но главная техническая обновка — это новые 800-вольтовые батареи со сверхбыстрой зарядкой: пополнить заряд с 10% до 80% можно всего за 12 минут. С батареей ёмкостью 68,5 кВт·ч кроссовер может проехать на одной зарядке 625 км по циклу CLTC, с батареей ёмкостью 80,8 кВт·ч — 725 км.
Обновлённый Xpeng G6 предлагается только с единственным электромотором на задней оси, его максимальная отдача составляет 218 кВт (296 л.с.) и 450 Нм, разгон до 100 км/ч занимает 6,3-6,4 с в зависимости от комплектации, максимальная скорость ограничена на отметке 202 км/ч. Прежде у Xpeng G6 была также двухмоторная полноприводная версия мощностью 358 кВт (487 л.с.), но, видимо, спрос на неё был невелик и её убрали.
В Китае обновлённый Xpeng G6 стоит в диапазоне от 176 800 до 198 800 юаней (от 2,1 млн до 2,37 млн рублей в переводе по текущему курсу), тогда как раньше минимальная цена составляла 199 900 юаней (2,38 млн рублей), то есть произошёл существенный сдвиг вниз по ценовой шкале. В России компания Xpeng официально не представлена, но её модели есть в наличии у серых дилеров.
Рамный вездеход Haval 2025 модельного года стартовал в Китае. Любопытно, что часть новых решений изначально используется на версии, представленной в России.
До нашего рынка гигантский рамный внедорожник Haval H5, который сделан на базе пикапа Great Wall Poer KingKong, добрался в 2024-м. А вот в родном Китае модель появилась на год раньше. И сегодня там стартовали продажи слегка модернизированного вездехода. Правда, обновок немного.
В Поднебесной Haval H5 теперь по умолчанию имеет черный наружный декор вместо хромированного. Отметим, российский вездеход изначально представлен с темной, а не блестящей радиаторной решеткой, но в КНР больше деталей, выполненных в черном: включая окантовку стекол и рейлинги на крыше. Даже 17-дюймовые колеса – и те черные. А еще в Haval заявили о том, что сама краска – другая. При этом клиенты все-таки могут выбрать хромированную отделку, но уже за доплату.
Предназначенный для домашнего рынка H5 почему-то стал выше: этот показатель отныне составляет 1864 мм против 1835 мм у внедорожника предыдущего модельного года. Увеличен и паспортный дорожный просвет – 225 мм вместо 220 мм. Остальные габариты не изменились. Длина – 5190 мм, ширина – 1905 мм, колесная база – 3140 мм.
Интерьера реформы не коснулись. В базе у внедорожника черная обивка, коричневая кожа предусмотрена в качестве опции. Список оборудования дорогих комплектаций пополнил климат-контроль (для российского H5 он является стандартным; в Китае у «простых» версий кондиционер). В зависимости от исполнения Haval H5 также может иметь: подогрев сидений, электропривод багажной двери, камеры кругового обзора, обычный или адаптивный круиз-контроль, системы автоторможения и удержания в полосе движения. Как и раньше, несмотря на размеры внедорожник доступен исключительно с пятиместным салоном.
На данный момент Haval H5 2025 модельного года предложен в Китаес бензиновой турбочетверкой 2.0 (218 л.с., 380 Нм) или турбодизелем 2.0 (163 л.с., 400 Нм). Заднеприводные версии из гаммы исключены – по крайней мере пока. Механика тоже больше недоступна. Как и в России, во всех комплектациях внедорожник представлен с полным приводом и восьмиступенчатым автоматом.
Цена модернизированного Haval H5 лежит в диапазоне от 147 800 до 177 800 юаней, что эквивалентно примерно 1,75 млн – 2,1 млн рублей по актуальному курсу.